Русская линия
НГ-Религии Татьяна Горбачева22.04.2004 

От предания к фактам
Жизнь Серафима Саровского все еще требует тщательного изучения

Об авторе: Татьяна Борисовна Горбачева — сотрудник Информационного центра Оргкомитета по оказанию содействия в проведении мероприятий, связанных с празднованием 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

Ярким и заметным событием прошлого года стало празднование 100-летия канонизации одного из самых почитаемых русских святых — преподобного Серафима Саровского. В этом году торжества продолжатся: 1 августа 2004 года Православная Церковь будет праздновать 250-летие со дня его рождения.

До недавнего времени годом рождения саровского чудотворца считался 1759-й. Но благодаря архивным исследованиям научного сотрудника музея «Саровская пустынь» и автора книги «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты» Валентина Степашкина оказалось, что годом рождения старца следует считать 1754 год.

Анализ ранее опубликованных жизнеописаний преподобного Серафима позволил сделать автору книги неожиданный вывод: скорее всего они были основаны на устных преданиях. Попытки исторического анализа жизни святого предпринимались и ранее, но они не приносили больших результатов из-за недоступности архивов Саровского монастыря.

Первые биографические данные о преподобном стали известны в 1841 году, когда Московский университет издал книгу иеромонаха Сергия (Васильева). И уже впоследствии все даты биографии старца из этого издания входили в следующие книги.

Архивы Дивеевской женской общины открыла для читателей «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Она была написана архимандритом Серафимом (Чичаговым), ставшим впоследствии архиепископом. Он принимал деятельное участие в прославлении преподобного Серафима в 1903 году. Но, по всей вероятности, его все же не допустили к архивам Саровской пустыни.

Только в наше время появилась возможность исследовать архивы Саровского монастыря. А также рассмотреть документы, которые связаны с жизнью преподобного Серафима, хранящиеся в архивах Курской, Нижегородской, Пензенской областей и в Мордовии.

Год рождения
В середине XVIII века в губернском городе Курске в купеческой семье Исидора Ивановича и его жены Агафьи Фотиевны Машниных родился мальчик, названный родителями Прохором.

Как известно из документов, в 1768 году Агафьи Машниной было 50 лет, и у нее было трое детей: Алексей 17 лет, Прохор 14 лет и Прасковья 19 лет. Получается, что год рождения Прохора — 1754-й.

В архиве Курской казенной палаты были найдены материалы переписи населения, датируемой 1782 годом, где записано, что при проведении предыдущей переписи 1763 года Прохору Машнину было 5 лет. Следовательно, год рождения получается уже 1758 год.

Истину оставалось искать в архивах Саровской пустыни, куда Прохор поступает послушником. В 1786 году в «Списке монахов Саровской пустыни» впервые встречается имя Серафим с обозначением полных лет — 32. То есть в монастырском делопроизводстве год рождения 1754-й. Несомненно, юный послушник прибыл в монастырь с документами, удостоверяющими личность, где обозначался и год рождения.

В подтверждение этой даты Валентин Степашкин также приводит «Духовный регламент», согласно которому устанавливался возрастной ценз иноческого пострига: мужчин дозволялось постригать не ранее 30-летнего возраста. Если учесть, что «…города Курска мещанин Прохор Сидоров сын Машнин от роду 32 года» был пострижен в монахи в 1786 году, то, по мнению Валентина Степашкина, метод простого вычитания также подтверждает версию о дате рождения — 1754-й.

Падение с колокольни
Родители преподобного Серафима построили в Курске Сергиево-Казанский собор, прекрасно сохранившийся до нашего времени. Исидор Иванович Машнин, отец Прохора, руководил строительными работами. В 1760 году, когда уже была построена нижняя церковь, Машнин скончался.

Достроить храм он завещал своей жене. В 1778 году храм был окончательно отделан и 22 октября/4 ноября освящен в день празднования иконы Казанской Божией Матери.

В течение многих лет Агафия Фотиевна продолжала постройку церкви и лично наблюдала за рабочими. Часто с собой она брала и Прохора. Во всех первых «Сказаниях» о жизни преподобного Серафима присутствует описание следующего случая: «Во время строения храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собою и сына своего, которому было тогда около семи лет, и как взошла на здание, то он, отлучась от нее, по детской неосторожности упал с высоты здания на землю». Испуганная мать думала, что сын разбился насмерть, но, к несказанной своей радости и величайшему удивлению, увидела Прохора целым и невредимым.

Об этом факте часто говорят и во многих житиях старца Серафима. Однако, по мнению Валентина Степашкина, первое упоминание о колокольне появилось в «Житии» 1863 г. и историческим источником служить не может, так как в 1761 году (а именно этим годом датируется падение Прохора) колокольни еще не было.

Автограф
Прохор проходил обучение грамоте по «Псалтири». В архиве Саровской пустыни в Саранске был найден действительный автограф будущего святого, представляющий собой черновик письма на имя иеромонаха Питирима. В черновике «верющаго письма» — так называлась доверенность на выполнение некоторых дел — Прохор Машнин просит своего земляка иеромонаха Питирима представлять его интересы в городском магистрате, если будет в том необходимость.

Многие факты позволяют утверждать, что это автограф именно Прохора Машнина. Во-первых, он был размещен среди документов послушника Прохора. Во-вторых, описываемые факты полностью соответствуют его жизни. Установлено, что делопроизводитель монастыря писать под диктовку это письмо тоже не мог. Лингвистическая экспертиза текста показала явные проявления южнорусского говора (Курск как раз находился на этой территории).

Послушания
В житийной литературе упоминаются различные послушания, которые исполнял Прохор, поступив в Саровскую обитель. В архивных документах найдено подтверждение только двум работам — столяра и полесовщика, то есть смотрителя за лесами.

В начале 1780-х правительство сняло запрет на разработку корабельных лесов. Тогда монахи Саровской пустыни, 90% владений которой составляли леса, стали задумываться, как сохранить собственный лес. Появилось послушание «полесовщиков». И монаха Серафима первого назначили на это послушание.

Одно из подтверждений тому, что преподобный выполнял послушание столяра, было найдено в письме игумена Саровского монастыря Исайи II. Рассказывая о церкви Зосимы и Савватия, игумен отмечает: «…престольная доска кипарисная в эту церковь может быть сделана и Серафимом, но по приказу строителя, за послушание; ибо отец Серафим по новоначалию находился тогда в столярной работе с прочими».

Среди других малоизвестных фактов о жизни Саровского чудотворца можно выделить следующий. В 1818 году игумен Саровской обители Нифонт и еще 13 иеромонахов, в том числе и Серафим, были награждены наперсными крестами в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 г.

По мнению Валентина Степашкина, несмотря на огромное число публикаций, связанных с преподобным Серафимом, в его биографии еще много неизвестных страниц. Жизнь святого требует тщательного изучения, пересмотра и перепроверки многих фактов.

21 апреля 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru