Новые Известия | О. Романцова | 20.04.2004 |
Если бы в Книгу рекордов Гиннесса вносили фамилии дирижеров, успевающих в немыслимо короткие сроки проводить концерты в разных городах, Валерий Гергиев наверняка оказался бы на первом месте. Четырнадцатого апреля он давал дневной концерт в Ярославской филармонии, вечером того же дня дирижировал в Костроме оперой «Жизнь за царя». А на следующие сутки в Нижнем Новгороде вместе со своим оркестром исполнил Пятую симфонию Прокофьева. После чего маэстро собирался еще представить оперу Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», но наполеоновский план был по традиции сорван российскими дорогами.
Во время провинциальных странствий Гергиева и его оркестра москвичи слушали колокольные звоны и концерты хоровой музыки.
Накануне возвращения путешественников в Первопрестольную, Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина исполнил в Большом зале Консерватории российскую премьеру Little Imber Гии Канчели для солистов, хора и оркестра. Imber — название маленькой английской деревушки, которую в 1943 году превратили в тренировочный полигон для американских солдат. Жителей деревни временно переселили, но вскоре выяснилось, что вернуться в свои дома им больше не удастся. Деревня Имбер так и осталась военным полигоном. На месте домов установили каркасы, заполненные каменными блоками. Днем их сметали артиллерийским огнем, к утру снова восстанавливали. Бывшие жители деревни приезжали на родное пепелище только раз в год (этот день назвали «День Имбера»), на службу в церковь XIV века, внесенную в список английских достопримечательностей. Позже военные передислоцировались, и полигон пришел в запустение. Англичане со свойственным им юмором решили проводить в этом месте концерты современной музыки. Услышав литургию «Оплаканные ветром» Гии Канчели, заказали композитору произведение для первого концерта в старинной имберской церкви. Мировая премьера Little Imber состоялась летом прошлого года.
На московской премьере состав певцов заметно изменился: вместо мужского хора и хора мальчиков опус исполнил смешанный хор. Музыка зазвучала более нежно и лирично, но по-прежнему сохранила мотивы ностальгической тоски, невероятную духовную мощь, заставляющую вспомнить библейские строки об Исходе.
Продирижировав «Чародейкой» в Концертном зале им. Чайковского, Гергиев добавил своему оркестру и Пасхальному фестивалю еще одну площадку для выступлений. Заодно напомнил москвичам основательно забытую оперу Чайковского. Жаль только, что это произведение исполнялось без декораций. Собравшиеся в зале слушатели чувствовали себя немного обделенными. Судить об оперной постановке по концертному исполнению — примерно то же самое, что судить о драматическом спектакле по радиозаписи.
В петербургской версии режиссер спектакля англичанин Дэвида Паунтни перенес действие из пятнадцатого века в девятнадцатый. А кума-чародейка, в которую влюбился сначала старый князь, а потом и его сын, из хозяйки постоялого двора стала у него содержательницей роскошного европейского ресторана. Музыкальная трактовка Гергиева, как и задумывал Чайковский, пронзительна и трагична. Особенно удалась маэстро, его оркестру и певцам ошеломительная мощь разгула кровавых страстей в финале. Главной движущей силой трагедии стала княгиня (Ольга Савова), исполнявшая эту партию на премьере в Петербурге. А вот кума-чародейка (Елена Ласовская) оказалась не женственной русской красавицей, а слегка модифицированным вариантом чувственной Виолетты из вердиевской «Травиаты».
Исполнив «Чародейку», Гергиев снова исчез. На сей раз вплоть до закрытия фестиваля, 24 апреля, где маэстро дирижирует Четвертой симфонией Прокофьева. Без него в Москве и в провинции будут проходить «Дни Баха» — вторая часть симфонической программы Пасхального фестиваля.
19 апреля 2004 г.