Россiя | Марина Полякова | 20.04.2004 |
С некоторым усилием место рождения иконы определяют так — византийская провинция. Судя по высокому мастерству иконописца, он принадлежал к придворной школе. Впечатлил искусствоведов и тот факт, что поза младенца Христа не повторяет никакой известный иконографический тип. По канонам его ножки должны быть скрещены, что отсылает зрителя к крестным страданиям Спасителя. Здесь же ножки свисают вниз свободно и ровно. Для непосвященных — мелочь, для знатоков — тема диссертации.
Кроме таинственной и прекрасной иконы музей также демонстрирует книжную миниатюру «Св. евангелист Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос». Она приобретена в пару к уже находящейся в коллекции музея миниатюре «Св. евангелист Марк с Софией Премудростью Божией». Эти изображения — два из четырех, выполненных в начале XVI века для Четвероевангелия, созданного новгородскими мастерами. Позже миниатюры были беспощадно вырваны из книги, наклеены на доску, покрыты лаком и таким образом превращены в иконы. С одной стороны, поступок варварский, с другой же — лак сохранил в хорошем состоянии красочный слой. У музея есть надежда собрать полную коллекцию этих миниатюр — осталось только отыскать изображения св. евангелистов Матфея и Луки.
Маленькая книжная страничка, небольшая, камерная и лиричная икона позволяют нам остановиться на бегу, мыслить, вскрывать вековые пласты истории и культуры. На кого смотрела из своего оклада Богоматерь Одигитрия, какие люди видели ее лик? И через тысячу лет (если не случится на нее варвара) будет Одигитрия так же строго и грустно взирать на наших потомков. В этом, наверное, и есть загадка искусства. Оно вечно.
15 апреля 2004 г.