КП-Северный Кавказ | Алина Андреева | 20.04.2004 |
— Много нового я узнал, изучая росписи Нузальской церкви в Осетии, — говорит Денис. — А два года назад я выбрался в Сентинский храм. Все мои знакомые говорили, что от его фресок почти ничего не осталось. Но оказалось, что этот храм — непаханое поле для исследователя. Я нашел там много интересных надписей на греческом языке. Самая важная из них — так называемая «строительная надпись». Прочесть тексты мне помог друг — эпиграфист и историк Андрей Виноградов. Он вместе со мной выезжал в Карачаево-Черкесию. Перевод сентинской «строительной надписи» (кстати, он публикуется впервые) таков:
Освящен, обновлен храм
пресвятой Богородицы
в царствование
Никифора, императора и августа…
и Давида, эксусиократора Алании,
и Марии эксусиократориссы
2 апреля, в день святой антипасхи,
рукою Феодора,
митрополита освященного Алании,
от сотворения мира в 6473 г.
Написано рукой имярек,
апокрисария Патрикия.
Древние художники рисовали всего тремя красками
Значение новой находки для истории Северного Кавказа и Алании переоценить трудно. «Строительные» надписи вообще довольно редки.
— Я прочел порядка 300 надписей на стенах крымских пещерных церквей, но текста, подобного сентинскому, не встречал, — пояснил Денис Белецкий. — Письменных материалов по истории алан крайне мало. В основном информацию приходится добывать из византийских, грузинских, арабских и даже китайских источников. Поэтому новый источник — необычайная удача.
Кстати, все сентинские надписи, а их, кроме упомянутой строительной, довольно много (это и подписи к изображениям святых, и процарапанные посетителями храма в X—XI вв.еках по штукатурке граффити и т. п.), сделаны по-гречески и там очень много имен, причем исключительно христианских.
По мнению ученых, сентинские фрески уникальны. Они — фактически единственный памятник монументальной живописи Алании домонгольского времени.
— Нам удалось установить, что украшался Сентинский храм в четыре этапа, — рассказывает исследователь. — Самый последний относится к концу XI века. А самый первый был как раз во время обнаруженной нами «строительной надписи». Получается, что интерьер обновляли примерно каждые 40−50 лет.
В двух самых ранних слоях нет человеческих фигур, только изображения крестов, орнаментов и надписей. Это единственные росписи такого типа на территории России. Да и вообще в мире их сохранилось не так уж много.
Под третьим и четвертым слоем скрываются росписи явно профессиональных художников, скорее всего, из Малой Азии. Видно, что у них был явный дефицит материалов — они пользовались всего тремя (!) красками.
9 апреля 2004 г.