Русская линия
Российская газета Марина Никитина16.04.2004 

Спасут молитвы
Руководителем хозяйства избрали местного священника. Единственного непьющего мужчину

Жители села Горинское, что в Даниловском районе Ярославской области, решили, что только местный священник отец Григорий сможет вывести их хозяйство из глубочайшего кризиса.


Когда в селе пахнет одеколоном

Внеочередное собрание пайщиков кооператива заседало в начале марта. Внеочередное — потому, что будущее СХПК «Колос» с каждой неделей прорисовывалось все более и более мрачное. Сельхозпредприятие с уверенностью «Титаника» шло ко дну. Необоснованно увеличив зарплату колхозникам на 30 — 40 процентов, бывшая председатель за полтора года сумела довести долги колхоза до восьмисот тысяч, на что кредиторы взирали все с большим пессимизмом.

За отца Григория на собрании проголосовало подавляющее большинство. Cправедливости ради отметим, что пока на местной политической арене разыгрывались серьезные баталии, многие колхозники к перемене власти отнеслиcь индифферентно, ответив на перемены очередным возлиянием горькой, благо повод подвернулся. «Русский Север» — для кого одеколон, а в здешних краях напиток чрезвычайно популярный — продолжал раскупаться с удвоенной энергией, что и выявилось во время нашего визита в Горинское.

Заступив на свою новую должность, к двенадцати дня отец Григорий уже подсчитывал павших в неравном бою с зеленым змием. Если с утра, ко времени проведения планерки, в наличии был весь штат механизаторов, то потом с каждым часом таял он буквально на глазах. Из девяти человек к полудню на ногах устояли только пятеро. И если увеличивать число прихожан за счет своей новой должности отец Григорий не собирается, то борьбу с алкоголизмом в массах новый председатель считает делом первоочередным.

— Кто не хочет работать — не надо, обойдемся. Но терпеть огромные убытки мы тоже не будем, — говорит он. — Только вчера из-за того, что механизатор был просто не в состоянии загрузить корма, колхоз потерял восемнадцать тысяч рублей. Его накажешь максимум на зарплату за день, а то, что колхоз потерял, никто не возместит. У нас ведь как принято: напился — уволили, а он, проспавшись, на следующий день опять тянется на работу. Увольняли только на словах. Нет, нам таких не надо…

За тягу к спиртному председатель уже уволил одну доярку. Собственно, многие в колхозе считают, что и избрали его пайщики на председательскую должность, потому как он — единственный непьющий в здешних местах мужчина.

Нет колхоза — нет и прихода

Весь предыдущий год «Колос» семимильными шагами двигался к банкротству. В колхозе уже привыкли жить сегодняшним днем: сдавали молоко на Даниловский маслосырзавод, здесь же брали очередной кредит и выплачивали деньги работникам. Долги перед заводом и различными негосударственными фондами росли как снежный ком. К примеру, ПФР уже назначил «свидание» руководству хозяйства в арбитражном суде: только перед ним задолженность СХПК составляла 218 тысяч рублей.

Свое согласие на столь нетрадиционный для духовного лица шаг отец Григорий объясняет просто: хочет сохранить приход. Если исчезнет колхоз, прикажет долго жить и местный приход, и уникальный местный храм. Именно так случилось в селе Всехсвятском Первомайского района Ярославской области.

— Развалился там местный колхоз, все разъехались. Даже дома кирпичные, коттеджи побросали, — рассказывает отец Григорий. — Так к местному батюшке, отцу Андрею, одна бабулька столетняя в церковь за пять километров теперь ходит. Рушится и храм — денег нет. Отец Андрей на то, что от продажи своего меда получит, только дыры латает, а там капитальный ремонт нужен. Не сомневаюсь, такая судьба была уготована и нашему храму. О том, какие проблемы в колхозе, я знал хорошо, мне знаком каждый человек в приходе. Поэтому, когда предложили стать председателем, я не стал отказываться, тем более что владыка свое благословение дал.

В следующем году у местной церкви Святой Троицы юбилей — 220 лет. Уникальна она хотя бы уже тем, что действовала даже в годы советской власти. Только два года во время войны была закрыта. А еще известна она милостью к ней царей. Сам Павел I посещал ее и оставил храму на память дары, которые с особым почтением используются во время богослужения и по сей день. За годы советской власти местные прихожане сумели отстоять храм от безбожников. Тем только удалось сбросить колокол с колокольни, а вот ключ от церкви жители спрятали в соседнем селе.

Какие только священники здесь прежде не служили. Один, например, серьезно облегчил местную церковную библиотеку. А храмовые ценности при нем вывозились посреди бела дня и на машинах. Существенно поработали за последнее десятилетие в храме и грабители. Ежегодно приходилось нести потери от их набегов. Но теперь все это позади — возглавив приход, отец Григорий первым делом взялся за сигнализацию.

С Божьей помощью и земной

Сам отец Григорий — в миру Григорий Александрович Королев — родом из Подмосковья. Работал фельдшером на «скорой», затем какое-то время жил заграницей, а потом пришел к Богу и стал священником. В 1999-м принял сан. Сначала служил в Мордовии, а потом приехал на ярославскую землю. О том, что останется здесь надолго, даже и не думал — прислали его временно, замещать серьезно заболевшего местного батюшку. Но когда через несколько месяцев встал вопрос о его переводе, прихожане обратились в епархию с коллективной просьбой оставить полюбившегося им настоятеля. Многое в храме он успел отреставрировать, обновить, сумел привлечь спонсоров. Потому и надеются местные жители, что его деятельность в качестве председателя будет не менее успешной.

Кстати, на своем новом рабочем месте сидит батюшка в одежде светской. Хотя не забывает он и о храме. Главная его забота, как главы прихода, — отстоять торговые ряды, которые всегда принадлежали церкви, а в семидесятые годы вдруг были переданы местной потребкооперации. Трогательно вспоминает отец Григорий о былых, дореволюционных временах, когда село стояло на оживленном тракте и когда здесь было множество торговых рядов. И надеется, что сможет хоть отчасти восстановить былое величие. От этого и приходу бы несомненная польза была. Да и авторитет церкви среди местных подрос бы…

А поднимать колхоз отец Григорий собирается не только молитвами, но и вполне конкретными действиями, для чего уже засел за различные справочники для животноводов и агрономов. Есть у нового председателя и свой план действий. Помогает его осуществлять новый экономист, недавний выпускник МЭСИ Максим Янов, «по совместительству» еще и алтарник в храме.

— Мы уже говорили и с Пенсионным фондом, и с Даниловским маслосырзаводом. Решили, что будем выплачивать долги частями. А выходить из кризиса придется за счет внутренних резервов, — считает новый руководитель. — В этом году пшеница дорогая, и мы решили: вместо того, чтобы делать самим комбикорм — с нашей зернодробилкой он все равно выходит никудышный, — мы лучше пшеницу продадим. А на эти деньги частично долг погасим, частично корма и технику приобретем. Будем повышеать качество молока с помощью минеральных добавок. Что вы хотите от дохлой больной коровы? Мы сделаем биохимический анализ крови коров, определим, каких минералов им не хватает. Это не теория. В тех хозяйствах, где минеральную добавку «фелуцен» применяют, надои увеличились в среднем на два литра в день…

Словом, батюшка весь сейчас в заботах. А их — выше головы. То крыша на ферме под тяжестью снега провалится, то колхозников пора в чувство приводить.

— Коммунизм в отдельно взятом селе нам навряд ли построить удастся. Но потихоньку выйти из кризиса мы в состоянии, — считает мой собеседник. — Земля, животные — это дар, который людям дан во временное пользование. Поэтому и распоряжаться им нужно рачительно: от этого зависит, пропадет дар или приумножится.

15 апреля 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru