Русская линия
Зеркало недели Владислав Терещенко16.04.2004 

Свидетели Христа

Святые реликвии Господа Иисуса Христа 2000 лет напоминают людям об Учителе Иисусе, словно он жил вчера. Спустя тысячелетия мы можем представить себе Человеческого Сына Иешуа, хотя бы фрагментарно увидеть рождение Спасителя в пещере Бейт Лехема, услышать Его голос и разглядеть Его фигуру возле лодок в Копернауме, в претории Иерусалима и, как и апостол Петр, убедиться в правдивости слов юношей возле пещеры, где стоял Его гроб: «Он воскрес!»

Места, где бывал Христос, до сих пор овеяны Его присутствием, словно оставил Он их вчера и сейчас находится здесь неподалеку.

Ученики Иисуса, которым предоставилась великая благодать видеть Его и говорить с Ним, сохранили некоторые личные вещи Спасителя и реликвии Его Страстей.

В глиняном домике тихо и привольно. В окно льется свет, его лучи пробиваются в щелочки между косяком и дверью. Стены здания светятся радостью и благодатью. Счастливо играет мальчик в хитоне цвета молочного чая. Молодая мать заботливо накрывает на стол. Отец плотничает. «Иешуа, Иосиф — идите есть!»

На стене в храме святителя и чудотворца Николая в Толмачах, приходе Третьяковской галереи в Москве, — фигуры Матери и Сына. На доске обеденного стола Иисуса св. евангелист Лука написал икону Пресвятой Богородицы. Кто знает, возможно, Лука был уже довольно пожилым человеком, когда Господь избрал его одним из семидесяти апостолов, и он написал Пречистую Деву Марию с маленьким Иисусом «с натуры». Известно, что Лука был врачом, художником и писателем. Вероятно, он давно знал Святое Семейство. Или прослышал о Нем и не мог не нарисовать, даже несмотря на существовавший в Израиле запрет изображать людей, живых существ. Тем более, что Лука по происхождению был греком из Антиохии. Известны картины, в том числе и мастеров Возрождения, например, Рогира ван дер Вейдена, и иконы старых времен, изображающие апостола, который пишет Богородицу с Дитям.

В 1985 году в Израиле на суше, которая прежде была Галилейским морем, рыбаки обнаружили древнюю лодку (археологи датировали находку периодом от второй половины I ст. до н.э. до 70 года н.э.), сделанную из больших цельных кусков древесины. Крепкий, монолитный на вид, метров семь в длину и максимум два метра в ширину колоритный рыбачий бот — борта мало изогнуты и сужаются к корме, красивый нос; с двумя мачтовыми остовами, цвета и вида скал или белого каменного дерева. В нем могли бы разместиться тринадцать человек. Была ли это лодка Петра?.. Бот довольно хорошо сохранился, он манит тайной, вызывает в воображении картины прошлого, обладает большой положительной энергетикой и значимостью…


«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.» (Евангелия от Луки).

Первые христиане благоговейно хранили, часто рискуя жизнью, святые вещи из земной жизни Спасителя. История их обретения, хранения — чудесна, удивительна, и вызывает одновременно духовные трепет и грусть, благодарность, радость, счастье от близости Бога к нам. Начало истории хранения реликвий Господа Иисуса по понятным причин мало изучено, тем не менее, существует христианское предание об этих святых перипетиях.

Уже с IV—VI вв.еков история многих реликвий прослеживается четко. Эти реликвии могут помочь нам прикоснуться к реальной исторической Личности Иисуса Христа. Приходившие к Христовым реликвиям с верой, чистым сердцем и любовью, всегда получали благодать, чудесную помощь, исцеление. «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось». (Евангелие от св. Луки).

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет» (Евангелие от Иоанна).

По одному христианскому преданию, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для маленького Иисуса хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса. С детства Иисус ходил в нем и носил его всю земную жизнь. Хитон рыжевато-коричневого цвета, длиной 142 и шириной почти 116 сантиметров, без швов. Древнейший документ, в котором упоминается эта одежда, — Charta Hugonis (1156). Архиепископ Хью Руанский свидетельствует, что в казначействе церкви бенедиктинцев в Аржантёй хранится с древних времен Cappa pueri Jesu (предмет одежды Младенца Иисуса). Он пишет, что вместе с другими епископами и аббатами изучил реликвию и признал ее подлинной. В тот же год святой хитон был выставлен для поклонения верующих, архиепископ объявил индульгенцию паломникам.

Начиная где-то с XIII века аржантёйскую реликвию стали почитать и как Tunica inconsutilis (тунику без шва), которая была на Иисусе во время Его Страстей. В самом деле, эта одежда покрыта пятнами, как от крови. По легенде, в начале IХ века хитон Иисуса подарила франкскому королю Карлу Великому защитница почитания святых икон и реликвий византийская императрица Ирина. Тогда он и был доставлен из Константинополя во Францию. Император поместил его на хранение в город Аржантёй (под Парижем), где он находится и ныне. В годы Французской революции возникла угроза существованию реликвии. После разграбления бенедиктинского женского монастыря хитон Христа в 1791 году был впервые перенесен оттуда в приход. В 1793 году его пастырь, опасаясь, что святыню отнимут и надругаются над ней, разрезал хитон на части и спрятал в разных местах. Спустя два года четыре части хитона — одна большая и три поменьше — были найдены и возвращены в церковь. Возможно, поэтому нынче у снова цельного хитона рукава только до локтей.

В 1865 году реликвия перенесена в новый аржантёйский храм. Ученые изучают святой хитон. Примерно с начала XIX века его считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis. Ученые, однако, признают, что она является настоящей одеждой Иисуса Христа. В свою очередь сторонники трирской традиции утверждают, что аржантёйская одежда — Cappa pueri Jesu.

По христианской традиции, подтверждаемой старинными документами, императрица Римской империи св. равноапостольная Елена, увлеченно собиравшая христианские реликвии, отправила в свой родной город Трир (расположенный на границе с Люксембургом и в христианской иерархии того времени занимавший второе место после Рима) несколько святых реликвий, среди них и тунику Христа. Древнейшими (хотя их подлинность полностью не доказана) свидетельствами этого факта являются древняя табличка из слоновой кости (некоторые ученые датируют ее V-VI, а другие — более ранним веком), хранящаяся в сокровищнице трирского собора, в которой речь идет о перенесении реликвий в Трир благодаря св. Елене, и «Диплом Сильвестра», который находится в древнем архиве города и был прислан Папой Римским Сильвестром I (314−335 гг., когда он занимал папскую кафедру) в трирскую церковь.

Около 1100 года — это безоговорочно доказывают документы — жители Трира были убеждены, что у них хранится одежда без шва, принадлежавшая Христу, и что эта одежда подарена св. Еленой. В Житии св. Агритиуса, епископа Трирского, написанном в ХI веке (перед 1072 годом), упоминается о реликвиях, присланных св. Еленой Агритиусу в Трир. Из «надежной традиции предков» известно, что одно время набожный епископ Трирский хотел открыть ковчег реликвий, хранившийся в сокровищнице собора. Там находилась и одежда Господа, о которой одни говорили, что это туника без шва, а другие — что это Багряница, в которую облачили Иисуса во время Его Страстей.

Археологические исследования 1890 и 1891 годов показали, что «материал простой коричневого цвета ткани — судя по всему, лен или хлопок». На одежде не нашли никаких первичных швов, она цельнотканая. С виду древняя и местами словно потертая — частые белесые пятна на темной ткани. Она немного меньше аржантёйского хитона, рукава имеет тоже по локоть. Туника, от которой исходит великая благодать, словно говорит: это — одежда Христова.

В 1196 году туника Христа была торжественно перемещена архиепископом Иоганном I из часовни собора св. Николая в только что освященный им соборный алтарь. Помощник епископа Иоганн Энен сочинил в начале XVI века мессу, посвященную Tunica inconsutilis.

Наиболее известные демонстрации туники Христа состоялись в ХIХ веке. Первая — с 18 августа по 6 октября 1844 года. Огромные толпы паломников — всего более миллиона — потянулись со всех сторон в Трир. Многие чудесно исцелились. Вторая демонстрация состоялась с 20 августа по 4 октября 1891 года. Число паломников — 1 925 310. В тот год Папа
Лев ХIII официально провозгласил святыню как Tunica inconsutilis и дал индульгенцию ее пилигримам. В 1894 году епископ Корум, устраивавший эту последнюю экспозицию, издал перечень чудес и Божьей помощи, связанной с ними.

До средневековья христианские реликвии еще не успели широко разойтись по миру, и часто святыни собирали в одном месте. Около 803 года аббат Ангильберт перечисляет реликвии своего монастыря (из списка приведены только реликвии Христа): «пояс Господний, одежда Его, Его сандалии, ясли Его, губка, из которой Он был напоен, камень, на котором сидел Иисус Христос, когда насытил пятью буханками и двумя рыбинами 5 тысяч человек, свеча, которая светила при Его рождении, реликвии с горы Фавор». Доски яслей Иисуса, которые по легенде были найдены и духовно проверены св. Еленой, около 1100 лет хранятся в большой урне из хрусталя и серебра в базилике св. Марии Маджоре в Риме, где есть немало христианских реликвий. Также в Риме хранится и другая колыбель, вытесанная Иосифом, и рубашка Младенца, сшитая Его Пресвятой Матерью. Возможно, одежда, упомянутая в этом документе, — та, что сейчас хранится в Ватикане, в сокровищнице святых реликвий Христа. Нынешнее местонахождение некоторых из перечисленных святынь неизвестно.

5 ноября 2002 года в Weekly World News появилась информация о том, что найдены сандалии Христа. Подлинны ли они? Автор материала Винченцо Сарди пишет, что реликвию нашел «отважный охотник за сокровищами Ватикана». По его словам, о сенсации сообщили газеты во всей Италии, и верующие, которые просто становились на опубликованные в газетах фотографии сандалий, обретали чудесное исцеление. Эксперт Weekly World News, дипломированный Ватиканом археолог д-р Роберто Савичи на сто процентов уверен: обувь, которую ученые датировали ранними годами первого века новой эры, подлинная. Ученый утверждает, что обувь, снятая римскими воинами с Иисуса перед распятием, из поколения в поколение передавалась в «венецианской семье» и была найдена экспертом после 11 лет поисков. Сравнение следов сандалий с единственными известными следами Иисуса на месте Его Вознесения — на скале у Галилейского моря — подтвердило гипотезу. Известно, что Папа Римский просил о том, чтобы реликвия находилась в Риме, «в хранилище, где они присоединятся к святой ризе и всем прочим Христовым реликвиям». В Риме раньше долго хранилась другая пара сандалий Иисуса. В 816−817 годах Папа Стефан IV (V) (816−817) экспонировал в кафедральном соборе Равенны драгоценную святыню — сандалии Христа.

Действительно, пока реликвия (любая) не переносилась, и тем более не похищалась, проблем с гарантией ее подлинности было меньше. Во время четвертого крестового похода в начале ХIII века крестоносцы вывезли из Константинополя очень много христианских, в том числе и старозаветных, реликвий, которые потом разошлись по всему миру. Появилось множество копий и подделок.

Пеленка Младенца Иисуса, ткань, опоясывавшая Господа на кресте, с VIII-IХ века находятся среди других великих христианских святынь в соборе в городе Экс-ля-Шапель. По легенде, когда Карл Великий закончил строить там церковь Пресвятой Богородицы, он собирал эти реликвии из Рима, Константинополя и Иерусалима. Среди реликвий, переданных ему на хранение в этой церкви, пояс Христа, запечатанный на концах печатью св. равноапостольного императора Константина, сына св. императрицы Елены; небольшая часть шнура, которым Иисус был связан во время бичевания; кусочек губки, которой увлажняли уста мучимого жаждой Иисуса на кресте; фрагмент креста, на котором распяли Спасителя (полученный Карлом от Папы Льва III, который он постоянно носил на себе); кончик гвоздя, которым Спаситель был прибит к кресту; частичка палки, которой били Иисуса.

Каким образом еще в древности хранились и почитались эти великие святыни? Святыни Экса, например, экспонируются с 10 по 24 июля каждые семь лет. Это одна из самых известных католических церемоний, на которую съезжаются огромные толпы паломников. Пеленка Иисуса сложена трижды в двойных складках. Ткань же, которой была обернута талия Мученика на кресте, свернута треугольником. Реликвии хранятся в шелковых обертках: пеленка — в желтой, набедренная повязка — в красной. Затем каждая еще завернута в ткань, вышитую настоящими жемчугами. Эти ткани подарила для святынь в 1629 году инфанта Изабелла Клара Евгения Испанская. Реликвии обернуты в прозрачную бумагу, через которую виден цвет ткани, и хранятся в сундуках. Реликварий перевязан шелковыми лентами, концы которых скреплены печатями. Церемония берет начало в IХ веке и за эти столетия практически не изменилась. Крестная процессия (по крайней мере, до 1895 года) сопровождала святыни до Венгерской часовни, где они экспонировались в великой «святыне Девы Марии». Железные крышки сундуков открывают ключом на глазах у прихожан. После службы торжественная процессия возвращается к высшим церковным иерархам, чтобы подписать документ о том, что запечатанные реликвии возвращены в секретные места церкви.

Среди многих реликвий, экспонируемых в Церкви Рождества, построенной св. императрицей Еленой в 327 году на месте рождения Спасителя, также хранится повивальная одежда Иисуса. Еще один набор повивальных полос ткани был зарегистрирован на выставке собора святого Павла в Риме, а другой — в церкви в Испании. Пеленку Иисуса, среди прочих библейских реликвий, видел в конце Х века в Константинополе архиепископ Новгородский. Ничего удивительного в этом нет, поскольку, естественно, пеленка была не единственной.

Два места выступают за право владения столом, за которым собрались Христос с апостолами на Тайную Вечерю. Один стол из кедра находится в Лютеранской церкви в Риме, другой — из дуба — хранится в женском монастыре в Австрии. Прекрасно сохранившийся фрагмент скатерти с Тайной Вечери до XVIII века находился в Вене. В 1993 году ученая Ребекка Джексон, исследовательница Туринской плащаницы, похоронного савана Христа, выдвинула гипотезу, что эта ткань сначала могла использоваться в качестве скатерти, укрывавшей стол Тайной Вечери. Ученая, исследовав пятна на плащанице, пришла к выводу, что они остались после трапезы Иисуса и апостолов. Исследовательница считает достаточно высокой вероятность того, что Иосиф Аримафейский являлся членом священного союза — официального еврейского похоронного общества. Он еще при жизни Иисуса был его тайным учеником, как и член синедриона учитель Никодим. Следовательно, Иосиф формально мог требовать тело Иисуса Христа у Пилата, но, возможно, не успев до восхода солнца (позже у евреев хоронить было запрещено) найти традиционную ткань для погребения, использовал для этого скатерть с Тайной Вечери, которой один раз накрывали стол. Ткань Туринской плащаницы, изготовленная из дорогого льна, соответствует всем требованиям к еврейскому погребальному савану тахрихим и размером со скатерть для пасхального стола на 13 человек.

Исследования показали, что от плащаницы из Турина были отрезаны кусочки. Возможно, к ним относится и Венская полоска.

«…Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Иисус сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». (Евангелие от Иоанна).

Умывальницу видел в конце Х века в Константинополе уже упомянутый архиепископ Новгородский. Право владеть полотенцем Иисуса отстаивают Рим, Экс и Голландия.

Кусочек преломленного во время Вечери хлеба долгие годы хранится в Сан-Сальвадоре. Несколько церквей утверждают, что владеют чашей с Тайной Вечери: одна из них — Собор в городе Валенсия. По испанской легенде, эту чашу — непрозрачную, возможно, деревянную, цвета светлого дерева, сильно сужающуюся книзу — прислал в Испанию римский архидьякон Лаурентиус в 258 году во время гонений и конфискации имущества христианской церкви римским императором Валерианом. Ежегодно в Валенсии совершается «Поклонение Святой Чаше с Вечери Нашего Господа», в то же время происходит и ежегодная конгрегация Братства рыцарей святого Грааля.

Кувшины из Канны Галилейской, в которых Иисус превратил воду в прекрасное вино, экспонируются сейчас в Пизе, Равенне, Клюне и Анжере, а немного самого вина до недавнего времени хранилось в Орлеане.

В святом хранилище в Овьедо (в Испании) хранятся несколько крошек, оставшихся после того, как хлеб раздали пяти тысячам человек.

Церковь Сан-Сальвадора владела пальмовой ветвью, которую держал Иисус, въезжая в Иерусалим. Многие другие церкви хранят многочисленные ветви, которыми народ устилал путь Спасителю.

«Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Евангелие от Луки)

В итальянском городе Палма хранится часть этой одежды.

«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость» (Евангелие от Матфея).

Возможно, именно Багряницу подарил в 1625 году персидский шах Аббас царю Московии Михаилу Федоровичу. Шах вывез ризу Христовую из завоеванной им в 1617 году Грузии. Интересная история святыни засвидетельствована во многих записанных легендах и документах. С некоторыми вариациями они рассказывают о ней вплоть до того времени, когда жил Иисус. Старые писания свидетельствуют, что на эту одежду бросали жребий римские воины, распинавшие Спасителя. По разным версиям, она досталась Элиозу и центуриону св. мученику Лонгину, который, увидев чудеса, происходившие при страданиях Христа, уверовал в Него. Лонгин оставил службу и, вернувшись домой, начал проповедовать о Христе. Узнав об этом, иудеи добились, чтобы Пилат осудил Лонгина на смерть, и ему отрубили голову. По одной версии, Элиоз принес святыню домой, в Грузию. По другой, она попала в Грузию позже.

Персидский посол вручил реликвию патриарху Филарету. Святыню, по примеру св. Елены, проверили на тяжелобольных. Они выздоровели. Ни одна из святынь, привезенных в Московию на протяжении ХVI-XVII веков, не вызывала такого резонанса. Уже патриарх Филарет разделил одежду на две части. Потом от ризы отделили еще часть. Одна из них, по некоторым данным, находилась в соборе св. Софии в Киеве.

Столб, к которому был привязан Иисус для бичевания в претории, сначала хранился христианами вместе с иными святыми реликвиями в Иерусалимской Сионской базилике. Он оставался там до XIII столетия, когда колонна была перенесена в Рим кардиналом Иоанном Колумном. Столб для бичевания был помещен в небольшую часовню в церкви Сен-Пракседес, где находится и по сей день. Столб из серого или черно-белого мрамора, имеет 45 сантиметров в высоту, 30 сантиметров в диаметре у основания и 20 сантиметров вверху, где находится железное кольцо, к которому был привязан Христос. Некоторые полагают, что это лишь верхняя часть колонны, другие — что это вся колонна, поскольку на ней нет следов изломов.

В IV веке историк Евсевий Кесарийский обнаружил в Едесинском архиве сирийский документ, говорящий о переписке царя Осроенского царства в Едесе Авгара по прозвищу Уккама (то есть — черный) с Иисусом Христом. Евсевий пишет, что Авгар «поражен тяжелой болезнью, просит о помощи Христа, признавая Его Богом или Сыном Божьим, предлагая Ему свою резиденцию для проповеди Слова Божьего. Иисус, отклоняя предложение, поскольку Его Божественная миссия связывает Его с Иерусалимом, обещает, после Своего воскресения, отправить к нему одного из 70 учеников, который исцелит царя и распространит там христианство» («Христианство. Энциклопедический словарь», Москва, 1993). Этот рассказ тесно связан с тем, что Иисус послал Авгару Свой Нерукотворный Лик. С IV века с него срисовывались и широко распространялись копии (Авгарские иконы). Где реликвия находится сейчас, неизвестно. Предполагают, что это — Туринская плащаница, некоторое время экспонировавшаяся в сложенном виде так, что был виден только Лик.

Христианская традиция сохранила предание о св. Веронике, благочестивой иерусалимской женщине, той самой, которую Иисус исцелил от кровотечения. На пути Христа на Голгофу она дала Иисусу свой платок, чтобы Он смог хоть немного вытереть кровь со Своего лица (Шестая остановка Крестного Пути). Страдалец промокнул платком лицо и возвратил его женщине. Платок был сложен втрое, и на нем три раза отпечатался нерукотворный Лик Христа. Так Иисус поблагодарил Веронику за ее скорбь по Нему.

Когда император Рима Тиберий был болен, в Рим привезли св. Веронику; император прикоснулся к платку и исцелился. Св. Вероника умерла в Риме, завещав святыню ученику апостола Петра Папе Климентию. В VII веке платок еще хранился в церкви св. Марии Маджоре, его показывали очень редко, причем только коронованным особам. С XII столетия реликвия хранилась в Соборе Св. Петра в Риме, и, несмотря на то, что святыню в 1608 оттуда украли, оставив лишь раму с разбитым стеклом, сейчас она экспонируется в Соборе. Утверждают, что это настоящий платок Вероники. В 1999 году в итальянской церкви аббатства Моноппелло, высоко в Апеннинских горах, отыскали, возможно, украденный когда-то платок. Исследователи изучали его и пришли, в частности, к выводу, что платок появился нерукотворным образом, и Лик по многочисленным характеристикам совпадает с лицом на Туринском саване. Лик Моноппелло очень похож на многочисленные изображения Христа средневековыми художниками и иконописцами. Вполне вероятно, что они четко ориентировались на этот Нерукотворный Лик. Другие святые Нерукотворные Лики хранятся в церкви Йены, а раньше находились в церкви Сен-Фердинанд, в женском монастыре в Лане, в Спасо-Преображенском Соборе Санкт-Петербурга, в одном из женских монастырей Милана.

Терновый Венец принадлежит к группе реликвий, взятых на Голгофе сразу же после распятия. С IV—V вв.еков до 1063 года он был доступен для поклонения в Сионской церкви. Потом его вместе с копьем св. Лонгина перенесли в Константинополь. Римский император Болдуин II задолжал Венеции и предлагал ей в качестве компенсации венец. Однако подарил святыню кузену — французскому королю св. Людовику IХ (1215−1270), который в благодарность оплатил долг родственника. Св. Людовик сам встретил венец за несколько километров от города и нес его туда собственноручно — босой, в одной рубашке, взволнованный, восторженный, со слезами на глазах, сопровождаемый большой торжественной процессией. По сей день терновый венец хранится в Соборе Парижской Богоматери. Колючки с него хранятся в Ватикане. Много шипов разошлось по всему миру.

Примерно в 327 году св. равноапостольная Елена с помощью Иерусалимского Епископа Макария отыскала место распятия и погребения Христа. Она обнаружила в земле три одинаковых креста. Чтобы узнать, на котором из них была распят Спаситель, Елена приложила каждый, по разным версиям, к покойнику или тяжелобольному — и прикосновение к истинному кресту оживило человека. Над гробницей Иисуса построили церковь. Евсевий Кесарийский пишет в «Жизни императора Константина», что когда под Голгофой нашли Гроб Христа, сразу началось распределение реликвий. Не означает ли это, что ученики Иисуса хранили христианские реликвии в Гробе Господнем? Вертикальную часть креста св. Елена оставила в церкви Иерусалима, а перекладину, вместе со многими другими реликвиями, отвезла в Рим. Крест начали делить на части и передавать церквям во всем мире, маленькие частички креста дарили паломникам.

Святые гвозди, которыми прибивали Спасителя к кресту, св. Елена отвезла в Рим. По преданиям, в пути начался страшный шторм, и св. императрица, чтобы унять его, бросила один гвоздь в Адриатическое море или просто погрузила его в воду. По крайней мере три гвоздя св. Константин использовал потом во время военных действий — два в шлеме и один в уздечке своего коня. Сейчас есть немало гвоздей, претендующих на то, чтобы считаться гвоздями из распятия. Вероятное объяснение тому — появление копий и подделок настоящих гвоздей.

«Но прийдя к Иисусу, как увидели его уже умершим, не перебили у него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Евангелие от Иоанна).

Андрей с острова Крит, живший в VII веке, говорит, что копье было захоронено вместе с крестом. Имеются свидетельства, что оно хранилось в Иерусалиме и сотворило многие чудеса. Опасаясь сарацин, реликвию спрятали в Антиохии, где она и была найдена. Поначалу реликвию отнесли в Иерусалим, потом — в Константинополь. Император Болдуин II отправил острие святого копья в Венецию как задаток для ссуды денег. Св. Людовик выкупил реликвию, заплатив необходимую сумму. Копье оказалось в Париже в Святой Капелле, где оно хранится и поныне. Другая часть копья оставалась в Константинополе до 1492 года. После того, как турки захватили город, султан Баязет прислал древко в богатом реликвариуме Папе Римскому Иннокентию VIII (1484−1492) с напоминанием: острие копья находится во владении короля Франции. Утверждают, что владеют настоящим копьем Рим, Вена и Краков.

Также сохранилась до наших дней большая часть Titulus (таблички, на которой было написано на трех языках — еврейском, греческом и латинском: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и которая была прибита к кресту). Хранится она в церкви св. Иерусалимского Креста в Риме, вместе с прочими страстными реликвиями.

Святая губка со следами крови, которой смачивали губы Иисусу на кресте, находится в Риме в церкви св. Иоанна Латерана.

Кровь Спасителя хранится в многочисленных церквях по всему миру.

Судариум — в городе Овьедо, в Испании. Доказано, что он покрывал голову Умершего на Кресте.

Крупнейшей же реликвией является единственное достоверное, ясное и таинственное изображение Нашего Господа Иисуса Христа — Туринская плащаница, погребальный саван Спасителя, знамение нашей эпохи. Подтвержденная Евангелиями, Святым Писанием и реликвиями Господа, она рассказывает нам о ненаписанном — деталях Страстей Христовых, Его жизни, Его смерти, Его Воскресении. Она четко доказывает, что Иисус есть Господь — «Евангелие, которое написано Кровью».

10−16 апреля 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru