Известия.Ru | Ольга Неверова | 16.04.2004 |
Много самых разных данных прозвучало и на «круглом столе» под названием «О совершенствовании законодательства по вопросам укрепления и сохранения здоровья школьников», который провел в Государственной думе комитет по охране здоровья. Но разговор, как и следовало ожидать, вышел за рамки чистого законотворчества. «Главное — мы перестали кричать „караул!“ и начали работать» — так оценил изменения в подходах к проблеме один из участников дискуссии.
Детей у нас рождается мало, а здоровых — и того меньше. На бытовом уровне это сегодня знает каждый взрослый. Итоги Всероссийской диспансеризации 2002 года, хотя и проведенной, по мнению многих врачей и родителей, весьма формально, этому обыденному утверждению не противоречат. Абсолютно здоровыми признаны около 37% детей в городах и 29% - в сельской местности. Хронические заболевания есть у 14% городских детей и у 17% - сельских. У остальных — расстройства функций различных органов.
Школа вносит свою долю в ухудшение здоровья детей. Редкий школьник сегодня не приобретает за годы обучения искривление позвоночника, близорукость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, органов дыхания… В последние годы врачей особенно беспокоит рост психических расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава РФ, в 2003 году 7800 несовершеннолетних покончили с собой.
Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают они в конечном счете по-разному. Кто-то предпочитает подход социально-экономический: все дело — в низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки: современному ученику приходится много часов сидеть за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, другие — в методиках преподавания. Истина, видимо, требует суммирования всех мнений и фактов. Но дело даже не в том, сколько факторов влияет на здоровье школьника, а в том, какова их иерархия: за какую ниточку надо дернуть, чтобы клубок проблем начал разматываться?
Участники дискуссии — представители регионов, ученые, депутаты — предлагали свои варианты решения. Замминистра здравоохранения Республики Башкортостан Салия Мурзабаева предложила считать критерием оценки работы образовательных учреждений не только успеваемость и выполнение учебных программ, но и состояние здоровья детей. Это, по ее мнению, заставит школы заботиться о внедрении здоровьесберегающих технологий обучения, которых придумано уже немало. Министр образования Республики Татарстан Фарис Харисов рассказал о том, какие хорошие результаты дает введение дополнительных уроков физвоспитания и других видов двигательной активности детей: они реже болеют, лучше учатся. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке академик РАМН Сергей Колесников считает, что положительно повлияет на здоровье ребят анализ содержания обучения. Сегодня до половины образовательных учреждений используют методики, не прошедшие экспертизу врачей.
Наиболее системный подход к проблеме предложила директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО Марьяна Безруких. В течение многих лет сотрудники института ведут мониторинг здоровья детей разных возрастов и отмечают все происходящие в нем изменения.
— Мы не должны забывать о том, что у нас до 70% патологии беременности и родов, — сказала она. — А это означает, что примерно у 70% детей снижен адаптивный ресурс, и при любом перенапряжении ребенок может подорвать свое здоровье. Школьное обучение сплошь и рядом связано с перенапряжением адаптивных возможностей детского организма.
К числу самых опасных физиологи относят «стресс ограничения времени», с которым сталкиваются почти все дети, приходящие в школу. Учебные программы построены таким образом, что учитель не может принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Медлительные дети, которые из-за своих физических возможностей не успевают выполнять задания в отведенное время, обречены на учебные неудачи и накапливающийся стресс. Второй негативный фактор — авторитарный стиль обучения, который распространен в наших школах. Состояние хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть причиной роста и обострения как психических расстройств, так и различных соматических заболеваний.
Современная российская педагогическая и медицинская наука создала немало методик, рекомендаций, пособий для учителя и родителей, которые позволяют решать многие проблемы, связанные со здоровьем школьников. Многочисленными дискуссиями о проблеме дело не закончится.
Десять диагнозов для семьи и школы
Школьные факторы риска, проранжированные по значимости и силе влияния:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация учебного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
8. Разрушение служб школьного врачебного контроля.
9. Провалы в системе физического воспитания.
10. Отсутствие системы в работе по формированию представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.
Источник: Центр образования и здоровья Минобразования РФ, Институт возрастной физиологии РАО