Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 14.04.2004 |
О добром и ярком празднике Пасхи и о многом другом шла речь в эксклюзивном интервью, которое дал нашей газете Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
— Ваше Святейшество, многие отмечают Пасху как просто добрый и яркий праздник. Что означает праздник для верующих?
— Пасха — самый светлый и радостный день в православном церковном календаре. Этот праздник приносит радость и свет даже малосведущему человеку. Но его воздействие на наше сердце только усилится, если мы проникнемся сутью великого торжества. Для этого обратимся к евангельским событиям.
Когда Христос был предан, оскорбляем, поругаем, когда Его били, а потом распяли на кресте, то многие ученики усомнились в Нем. Действительно ли это Тот, думали они, Кто согласно пророчествам пришел спасти мир от греха, проклятия и смерти? Конечно, ученики всем сердцем хотели, чтобы это было так, но их зрение и слух свидетельствовали об обратном. Душою они умирали вместе со Христом. Несмотря на то, что Господь заранее предупреждал учеников о Своих будущих страданиях и воскресении, им было нечего противопоставить ужасающей реальности — смерти распятого Учителя.
И вот апостолы встречают Воскресшего Христа. Они не сразу узнают Его. Но в конце концов, поборов сомнения и неверие, они просвещаются светом Воскресения Христова — просвещаются столь сильно, что никогда больше не сомневаются в своей вере, за которую им было суждено много пострадать.
Будем хранить веру в сердцах своих и просить Господа, чтобы Он всегда давал нам ощущать Его присутствие. Только человек с чистой душой может по-настоящему ликовать, встречая Светлое Христово Воскресение, и всем своим существом отзываться на поздравление «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Радость Пасхи — это вселенское торжество победы жизни над смертью, добра над злом. Это радость нашего преображения, нашей надежды на вечную жизнь.
— Ваше Святейшество, можно ли утверждать, что Православная Церковь заняла сегодня место наставника и духовного утешителя в стране?
— Русская Православная Церковь всегда оставалась для верующих и наставником, и утешителем. И сегодня миллионы наших сограждан приходят в православные храмы, чтобы молиться Богу, принимать святые Таинства. Все больше людей ездят в паломнические поездки, посещают монастыри, поклоняются святыням. Это свидетельствует о том, что православие занимает важное место в жизни страны и народа. Мы знаем, как велика жажда наших соотечественников познать основы отеческой веры, познакомиться с традициями благочестия, историей Церкви. Мы должны утолить эту жажду.
— В нынешнем году восточные и западные христиане отмечали Пасху в один день. Как часто это происходит?
— В основе и восточного, и западного способа вычисления дня Пасхи лежит один и тот же принцип. Пасха назначается на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Этот принцип основан на исторических данных о времени воскресения Христова. Однако разные календари относят день весеннего равноденствия к различным датам, отстоящим друг от друга на 13 дней. Это обуславливает разницу в праздновании Пасхи. Но поскольку при вычислении дня Пасхи используются лунные фазы, являющиеся подвижными относительно солнечного календаря, совпадение дат Пасхи по двум календарям иногда происходит, хотя и не очень часто.
— Как развиваются взаимоотношения Православной Церкви с другими конфессиями в России?
— Уровень межрелигиозных отношений в нашей стране весьма высок, что доказывают не только систематически проводящиеся межрелигиозные конференции, подобные II Межрелигиозному миротворческому форуму, проходившему в Москве 2−4 марта 2004 года. Не менее важно сотрудничество в социальной сфере. Такое положение вещей является следствием многовекового мирного сосуществования православных христиан, мусульман, иудеев и буддистов и высоким уровнем современного межрелигиозного диалога. Хорошим примером взаимопонимания между традиционными религиями России можно считать недавнее единодушное осуждение проекта строительства в Москве огромного культового здания сектой кришнаитов, навязчивое миссионерство которой создает серьезную угрозу для межрелигиозного мира.
Мы ведем довольно непростой диалог с некоторыми христианскими конфессиями западного корня по вопросам миссии и прозелитизма. С нашей точки зрения, если разные христианские течения хотят жить друг с другом в мире, им нужно отказаться от обращения в свою веру последователей других Церквей. И когда на нашу землю приезжают из-за рубежа миссионеры, они должны помнить, что подавляющее большинство населения России — это крещеные православные христиане, члены Православной Церкви.
— Предполагается ли расширение контактов с Ватиканом?
— К сожалению, отношения между Русской Православной и Римско-католической Церквами пока остаются весьма сложными, поскольку проблемы, отягощающие эти отношения, еще не разрешены.
Прежде всего речь идет о миссионерской деятельности католиков среди традиционно православного населения России и других стран СНГ. Такую деятельность мы называем прозелитизмом. Также далека от разрешения проблема конфликта православных и греко-католиков на Западной Украине. В трех областях этой страны — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской — общины канонической Православной Церкви продолжают оставаться в крайне неблагоприятном положении.
В последнее время нашу серьезную озабоченность вызывало намерение украинских греко-католиков добиться от Рима учреждения своего патриархата с центром в Киеве. В середине февраля этого года Москву посетила делегация Папского совета по содействию христианскому единству во главе с его председателем кардиналом Вальтером Каспером. В ходе переговоров обсуждались наиболее острые проблемы, серьезно осложняющие взаимоотношения между нашими Церквами, и в частности вопрос о возможности создания униатского патриархата на Украине.