Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 09.04.2004 |
— Ваше Святейшество, что бы Вы пожелали читателям «Трибуны», всем россиянам, в канун светлого праздника Воскресения Христова?
— Всем вам, дорогие мои, желаю достойно встретить праздник Святой Пасхи Христовой. Да поможет нам Господь очистить свои сердца от грехов через покаяние и молитву. Тогда мы сможем с открытым сердцем и надеждой встретить праздник Светлого Воскресения Христова. Желаю всем духовного обновления и пасхальной радости.
— Святейший Владыко, не могли бы Вы сказать несколько слов поздравления с праздником Пасхи слушателям «Радио Белград»?
— В эти нелегкие для сербского народа дни поздравляю всех вас, дорогие друзья, и Сербскую Православную Церковь во главе с ее Предстоятелем Святейшим Патриархом Павлом, иерархов, священнослужителей, мирян с Пасхой Христовой. В праздник Светлого Христова Воскресения пусть радость о Воскресении Господа Спасителя озаряет ваши сердца, сердца ваших близких и родных. Пусть в вашей жизни будет меньше горести и печали.
— Какова была реакция Русской Православной Церкви в связи с трагическими событиями в Косове и Метохии, не обращалось ли ее Священноначалие в международные организации, в том числе в ООН, по поводу этнических чисток в крае?
— Сегодня завершаются трехдневные переговоры Генерального секретаря ООН Кофи Аннана с политическим руководством нашей страны. Одним из серьезных вопросов, стоящих в повестке дня, является ситуация в Косове.
В связи с обострением ситуации в крае Священным Синодом Русской Православной Церкви было сделано специальное заявление. Несколькими днями ранее было опубликовано мое заявление, в котором я призвал мировое сообщество и страны Балканского региона решительно защитить мирных людей, их неотъемлемое право на мирную жизнь на земле их предков.
— Народ Сербии всегда искал духовной поддержки и братской помощи у единоверной Русской Церкви. Не сможет ли Русская Церковь вновь, как и прежде, помочь восстановлению разрушенных в Косове православных храмов и монастырей, других церковных зданий?
— Восстановить варварски уничтоженные в Косове православные храмы и монастыри, многие из которых являются памятниками XIV—XV вв.еков, будет чрезвычайно тяжело. Но прежде всего следует добиться стабилизации обстановки в крае, получить гарантии того, что восстановленные храмы не будут вновь разрушены.
В ближайшее время наша Церковь совместно с российскими православными общественными организациями окажет помощь в завершении строительства собора святого Саввы в Белграде. Думаю, что вклад братьев-славян в возведение главного сербского храма послужит укреплению уз дружбы между нашими братскими народами.
— Ваше Святейшество, Русская Православная Церковь всемерно и последовательно содействует укреплению института семьи. К сожалению, статистика последних лет показывает, что число разводов возрастает параллельно с падением рождаемости. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для выправления этой тенденции?
— Будущее страны начинается с благополучия семьи, ибо именно в семье начинается воспитание молодого поколения, формирование личности будущих граждан, которым вскоре будет суждено определять судьбу России. Именно поэтому я считаю, что поддержка и укрепление семьи является долгом не только Церкви, но и государства.
Нынешней осенью мы планируем провести конференцию, посвященную поддержке семьи, укреплению института брака. К сожалению, сейчас в России более половины браков заканчиваются разводами. Огромное число производимых в стране абортов говорит о том, что для многих людей уничтожение только зародившейся жизни становится привычным, обыденным делом. На одного родившегося младенца приходится несколько убитых во чреве матери. Все это не может не отражаться самым пагубным образом на общей демографической ситуации.
Сейчас в России насчитывается более миллиона беспризорных детей. После революции и Гражданской войны дети оставались без попечения взрослых, ибо родители этих детей погибали. Сегодня массовым явлением стали беспризорники при живых родителях: дети убегают из дома из-за невыносимых условий либо сами родители отказываются от своих детей.
Вновь скажу: укрепление семьи — это наш общий долг. Если мы хотим видеть Россию сильной и процветающей державой, то надо начинать с поддержки семьи.
— Ваше Святейшество, а как, на Ваш взгляд, родители должны приобщать своих детей к вере, к сознательной церковной жизни?
— Одна из заповедей Господних напрямую касается отношения детей и родителей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20. 12). Обратите внимание: это — единственная в Священном Писании заповедь, через соблюдение которой человеку обещано благоденствие уже в этой жизни. Когда же нарушается эта заповедь, когда дети забывают своих родителей, когда отворачиваются от них, когда помещают их в дома престарелых, то спустя несколько десятилетий они сами неизбежно столкнутся с аналогичным отношением к себе и со стороны собственных детей. Так возникает порочный круг в отношениях детей и родителей.
— Поможет ли разорвать этот круг воцерковление людей, приобщение их к жизни Церкви?
— На богослужении в Татианинском храме, о котором я уже рассказывал, помимо детского хора, был хор студентов университета. Это молодые люди, выходцы из светской среды, которые приобщились к жизни Церкви и ныне участвуют в богослужениях. Я уверен, что именно за людьми, подобными им, — будущее России. Возрождение страны берет начало с возрождения традиций семейного воспитания, с церковно-приходских воскресных школ, где юным душам прививается знание основ нашей веры и христианской нравственности.
Однако надо помнить, что детей и молодежь важно заинтересовать, увлечь. Кроме Закона Божия, в воскресных школах детям надо предложить, например, обучение различным рукоделиям, ремеслам, творческим видам деятельности: вышивке, резьбе по дереву, рисованию: Не оскудела земля Русская талантами, и тех, кто не зарывают свой талант в землю, а преумножает его, никогда не окажутся потерянными ни для Церкви, ни для Отечества.
— Есть храмы, которые являются одновременно культовыми зданиями и памятниками архитектуры и искусства. Какие права имеет Церковь в отношении этих храмов? Может ли она перестраивать их по своему усмотрению, изменять их внутреннее убранство? Является ли Церковь собственником этих храмов?
— Прежде всего, уточним: у Церкви нет никаких прав собственности в отношении ее храмов. В настоящее время вопрос о возвращении Церкви храмов, в том числе и имеющих архитектурную ценность, решается на государственном уровне, но сегодня Церковь не является собственником храмов, которые государство передает ей в пользование.
Что же касается церковных зданий, являющихся историческими или архитектурными памятниками, то, восстанавливая и благоукрашая эти храмы, построенные два или три века назад, мы считаем своим долгом возвращать им первозданный вид и содержать их в должном порядке.
Чтобы в этом убедиться, достаточно проехать по России: многие храмы, которые еще несколько лет тому назад пребывали в запустении, ныне восстановлены, и кресты на их куполах свидетельствуют о том, что в этих храмах вновь возрождена молитвенная жизнь.
— Ваше Святейшество, в этом году христиане разных конфессий вместе празднуют Светлое Христово Воскресение. Скажите, пожалуйста, что значит сегодня для Русской Православной Церкви и для Вас лично понятие христианского единства?
— По заповеди Христовой, мы все должны стремиться к христианскому единству. Ежедневно за богослужениями в наших храмах народ молится «о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех».
К христианскому единству мы стремимся и в праздновании вместе, в один день, светлого праздника Пасхи Христовой. Мы чувствуем нашу общность и единение, прославляя Воскресшего Господа, Спасителя нашего.
— Святую землю обагряет кровь людей, вовлеченных в конфликт противоборствующих сторон. Как Русская Православная Церковь относится к происходящему на Святой Земле, к конфликту между Палестиной и Израилем?
— Мы неоднократно заявляли о нашей позиции по этому вопросу. Земля Палестины освящена подвигом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, проповедью святых апостолов, земной жизнью Божией Матери. И когда на Святой земле проливается кровь людей, это не может не вызывать нашего глубокого сожаления и скорби. Необходимо найти компромисс, чтобы евреи и палестинцы обрели возможность жить в мире, нужно разорвать замкнутый круг взаимного мщения и убийств.
Несмотря на столь напряженную обстановку, около тысячи паломников из России ныне направляются во Святую землю, чтобы присутствовать в Великую субботу при схождении Благодатного огня при Живоносном гробе Господнем. Часть из них останется в Иерусалиме на праздник Святой Пасхи, но большинство вернется в Россию к ночному Пасхальному богослужению. Они доставят Благодатный огонь в Москву, в Нижний Новгород, в Санкт-Петербург и другие города. Многие хотят быть участниками чуда схождения Благодатного огня и принести его святую искру в свои храмы, в семьи, своим близким и родным.
— На VIII Всемирном Русском Народном Соборе был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Этот документ, обращенный к предпринимателям, вызвал неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. Поможет ли, по Вашему мнению, следование изложенным в этой хартии правилам изменить принципы хозяйствования в России?
— «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», содержащий основные моральные установления христианства применительно к хозяйственной и предпринимательской деятельности, основан на Десяти заповедях Господних. Эти заповеди Божии были даны через пророка Моисея еще в ветхозаветные времена. Однако на протяжении минувших с той поры тысячелетий люди далеко не всегда следовали им.
И потому сегодня, когда мы стремимся привнести нравственные религиозные принципы заповеди в жизнь, озабоченности и интересы современных людей, изложить эти высокие моральные установления на их понятийном языке и сообразуясь с их жизненным опытом и восприятием, я полагаю, далеко не во всех сердцах мы найдем немедленный отклик. Изначально было понятно, что не все предприниматели будут готовы поставить под этой хартией свою подпись. Однако со временем все больше людей приходит к убеждению, что единственным верным ориентиром в жизни может быть только совесть, что богатство земное быстро проходит и не спасает душу человека, что надо в Бога богатеть (Лк. 12. 21), творя добрые дела и помогая нуждающимся в нас и наших возможностях.
До революции в России было широко развито меценатство: мы до сих пор пользуемся больницами, детскими домами и богадельнями, которые были построены благотворителями и жертвователями на их личные средства. Немало храмов в нашей стране было воздвигнуто храмоздателями «на помин души». И вот уже храмы вернулась благотворительность. Нужно, чтобы она обрела права гражданства и в социальной сфере нашей жизни. Необходимо, чтобы люди осознавали: нужно не кичиться миллиардными долларовыми счетами в банке, а, помогая обделенным, собирать себе истинное богатство для вечности, то богатство, которое, в отличие от земного, человек берет с собой, покидая этот мир, и которое не будет утрачено им в жизни вечной.