Русская линия
Солидарность Вадим Барабанов02.04.2004 

В либеральных газетах нашли ксенофобию
Cоюз журналистов России обвинил отечественную прессу в разжигании межнациональной и религиозной розни

Cоюз журналистов России обвинил отечественную прессу в разжигании межнациональной и религиозной розни. Руководители Ассоциации этнопроблематики при Союзе журналистов год вели мониторинг крупнейших газет, выходящих в Москве. И по итогам исследования инкриминировали почти всем центральным СМИ (кроме «Новой газеты») провоцирование ксенофобских настроений и создание негативного, ложного образа инородца и иноверца. Особенно это касается ислама, мусульман и кавказцев. Больше других провинилась газета «Известия"…

Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов рассказал, что целью работы экспертов ассоциации было „проследить публикации, которые провоцируют межнациональную, религиозную рознь“. По его словам, в Москве нет газет, свободных от публикаций ксенофобского, расистского и даже фашистского толка». Сказав это, секретарь передал слово президенту Ассоциации этнопроблематики Сулете Кусовой, черкеске по национальности. По итогам «почти двухлетней работы» эксперты пришли к удручающим выводам: «Именно в солидных, известных, респектабельных московских СМИ потоком льются те самые межнациональная ненависть, расизм, шовинизм, которые на словах и осуждают!» — сообщила Кусова.

Эксперты заключили, что в СМИ сложилась некая очень тонкая система «нанесения точечных ударов по созданию негативного образа „лиц кавказской национальности“ и людей, исповедующих ислам». Оказалось, Кусова начала с того, что стала смотреть кроссворды в газетах, потому как «это — показатель популярности издания». (То есть, по мнению Кусовой, популярность газеты зависит от наличия в ней кроссворда.) И в вопросах к этим кроссвордам обнаружились просто патологическая исламофобия и презрение к кавказцам и вообще азиатам. Кусова привела примеры. Вопрос: «Религия, часто дышащая на Бен Ладена», — ответ: «Ислам». Вопрос: «Кавказский террорист», — ответ: «Абрек». «А ведь абрек для кавказца — это тот же герой, богатырь, Илья Муромец, Стенька Разин!» — с гневом воскликнула Кусова. (Если быть точными, абрек — это горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации в период присоединения Кавказа к России, и в России, соответственно, абрек приравнивался к разбойнику. Но, ежели причислять к образцам для сравнения Стеньку Разина, вопрос снимается.) В «Известиях» тот же абрек был зашифрован в кроссворде как «бандюга из аула». В другом кроссворде обидели всех жителей азиатской части света: на вопрос «грубый, неотесанный, жестокий человек» ответом было — «азиат».

Из таких вот мелочей, с горечью объяснила Кусова, и складывается возмутительное отношение к мусульманам и кавказцам в быту. «Вот мне врач в поликлинике (приятная, интеллигентная женщина) выписывает рецепт и участливо спрашивает: мол, вы по-русски-то понимаете? Может, вам перевести? — пожаловалась Кусова. — Мы весь этот опыт негативного отношения пропускаем через себя!.. Ксенофобия проявляется в быту, в молекулярной форме! И в нагнетании вот этой кавказофобии, исламофобии участвуют вполне уважаемые центральные газеты… В „Известиях“ каждый день появляется публикация такого рода…» Есть только одно центральное издание, в котором подобные ксенофобские мотивы отсутствуют. Это «Новая газета». Все остальные центральные газеты, в том числе вполне либеральные, грешат недобросовестным подходом к национально-конфессиональным вопросам.

Журналистам очень долго не удавалось добиться от экспертов, чтобы они назвали все те издания, которые контролировали и обозревали. Эту информацию пришлось вытягивать чуть ли не клещами, однако конкретных цифровых выкладок мы так и не получили. Уже в завершение мероприятия Кусова сдалась и назвала одиннадцать центральных газет и журналов, не указав, полный это список или частичный. А до того информация была весьма разрозненной и больше походила на подборку высказываний в жалобной книге. Вот либеральные «Московские новости» позволили себе поместить статьи Василия Аксенова и Игоря Губермана. Первый нехорошо отзывается об исламе и мусульманах, второй же, по словам Кусовой, вообще предлагает разрушить мечети. А в «АиФ» сатирик Михаил Задорнов объясняет, что «Кавказ так агрессивен, потому что объелся мяса» (цитирую Кусову). Особенно, конечно, усердствуют «Известия»: тут и заметки знаменитого интеллектуала Максима Соколова о «счастии без инородцев», и антиисламские пассажи публициста Александра Архангельского, и провокаторская статья Олега Осетинского «Если бы я был Бен Ладеном», и статья дьякона-богослова Андрея Кураева о «горцах и кочевниках, живущих набегами». Сюда же Кусова отнесла и известную статью Юлии Калининой в «МК» о «необходимости выселения инородцев».

Присутствовавшая на встрече корреспондент «Известий» Елена Тимофеева попыталась заступиться за родное издание и затребовала четких критериев оценки, которыми руководствовались исследователи. Кусова повторила: «Газета „Известия“ вносит огромную лепту в создание негативного образа ислама и мусульман». Классификация материалов, по словам Кусовой, существует. Они подразделяются на три группы. Первое — «материалы откровенно и заведомо шовинистические» (так, упомянутая статья Калининой была уподоблена материалам, публикуемым в «откровенно фашистских СМИ»). Второе — «материалы, свидетельствующие о неглубоком знании предмета». Известно, что журналисты в большинстве своем Корана не читали и в истории и культуре народов мира явно не сильны. Но при этом берутся писать на щекотливые темы: вот статья (и снова в «Известиях») «Гудбай, Ичкерия», где абрека Зелимхана Карчароевского обозвали бандитом, «специализировавшимся на убийствах чиновников царской России» в XIX веке. А по версии Кусовой, сей Зелимхан был «национальным героем чеченского народа, возглавившим национально-освободительное движение против колониального гнета».

Третья группа материалов, порочащих честь и достоинство кавказцев и мусульман, — «сюжеты в стиле этнографической зарисовки или этюда со стремлением минимизировать того, о ком они говорят». Иными словами, это такие картины из туземной жизни, нарисованные из присущей прессе порочной тяги к экзотике. Они создают «тупой, маргинальный образ» народов, имеющих давнюю, самобытную культуру, а это опошление. По мнению Кусовой, такой поп-культурный подход к религиозным особенностям и традициям народов России чуть ли не наиболее вреден, потому как тягу познания развивает в ложном направлении и блокирует понимание происходящего.

31 марта 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru