La Vanguardia | Энди Робинсон | 31.03.2004 |
Никогда еще после 1791 года, когда была принята первая поправка к конституции, запрещающая государству оказывать предпочтение одной религии перед другими, вопрос об отделении церкви от государства не вызывал столь бурных обсуждений. Но, похоже, что даже эта основа основ американского законодательства начинает раскачиваться под натиском возрожденного христианина Джорджа Буша (George Bush), в Белом Доме которого 'занятия по изучению Библии (…) не являются факультативными', как заметил бывший советник президента Дэвид Фрам (David Frum).
За последнее время возникло несколько спорных моментов, связанных с вмешательством христианской церкви в дела американского государства. Так, на здании одного из судов в Алабаме была вывешена гранитная плита с выбитыми на ней десятью заповедями (плиту уже убрали), а в таких природных заповедниках, как колорадский Большой Каньон и пустыня Мохаве поставлены кресты и плиты с библейскими надписями.
Однако истинная угроза первой поправке конституции, по словам пресс-секретаря организации 'Объединение американцев по борьбе за отделение церкви от государства' Роберта Бостона (Robert Boston), 'не имеет никакого отношения к символике, а таится гораздо глубже'. Бостон имеет в виду так называемые инициативы, основанные на вере (Faith based initiatives), упрощающие участие религиозных союзов — многие из которых христианские евангелические — в различных государственных программах, начиная от шефства над тюрьмами и заканчивая социальной поддержкой не имеющих крова американцев. Источником многомиллионного финансирования их деятельности является федеральный бюджет.
'Отделение церкви от государства стало результатом протестов общества, возражавшего против налогов на финансирование церкви, — говорит Бостон, — сегодня, по прошествии 200 лет, происходит то же самое'. Буш утверждает, что речь идет о конституционных программах, потому как 'ни один государственный фонд не будет использоваться для поддержки сугубо религиозной деятельности'.
Тем не менее, когда речь идет о евангелических организациях невозможно провести четкое разделение общественной деятельности и прозелитизма. Группа социальных работников Армии Спасения подала в суд на эту организацию, которая обязывала своих работников 'выступать с проповедью христианского Евангелия' во время своих встреч с больными СПИДом и бездомными.
Отделение церкви от государства обозначено в американской конституции гораздо четче, чем в основном законе большинства европейских стран, где по-прежнему сохранились старые феодальные связи между церковью и государством. Однако, по словам профессора этики, австралийца Питера Сингера (Peter Singer), 'именно в Соединенных Штатах, где население с особым упорством цепляется за религиозные воззрения, и необходимо ограничивать влияние церкви'.
В США 94% граждан верят в Бога, а 72% американцев верят в существование дьявола — гораздо больше, чем в Европе. 80% жителей Соединенных Штатов, утверждает, что Господь занимает важное место в их жизни, в то время как, по словам профессора Сингера, тот же показатель для Европы не превышает 50%. На службу в церковь ходит лишь 20% европейцев и 47% американцев.
Несмотря на то, что разделение церкви и государства определено конституцией США, религия в этой стране гораздо больше вмешивается в обыденную жизнь американского населения, чем это происходит в Европе. Европейские политики, в отличие от своих американских коллег обычно не упоминают Бога во время публичных выступлений. В Европе на денежных знаках стоит гарантия центрального банка, а не надпись 'In God we trust' ('В Бога веруем'), как на американских банкнотах. А, если на витрине магазина какого-нибудь европейского государства появилась бы вывеска с надписью 'Господь благослови Испанию' или, к примеру, 'God bless the United Kingdom', то, вероятнее всего, магазин лишился бы своей клиентуры. В Соединенных же Штатах, 'God bless America' можно прочесть как в магазинных витринах, так и рекламах кредитов, выдаваемых 'под низкие проценты'.
Последняя контратака сторонников отделения церкви от государства была предпринята в среду в Верховном Суде США — высшем органе правосудия Соединенных Штатов. Адвокат-атеист Майкл Недоу (Michael Nedow) завил о том, что так называемая клятва верности — своего рода патриотическая мантра, ежедневно произносимая детьми в школе перед звездно-полосатым флагом — является антиконституционной. Начиная с 1954 года, после добавки, сделанной Эйзенхауэром (Eisenhower), клятва включает в себя фразу 'под Богом'.
Недоу пояснил Верховному Суду, что клятва верности представляет собой 'насилие над маленькой девочкой (его дочерью)', потому как 'заставляет ее поверить в существование Господа, в то время как ее отец утверждает, что Бога не существует'. Адвокат-атеист заявил, что его желание заключается в том, чтобы 'его система убеждений имела ту же ценность, что и любая другая'. Сторонники законности включения фразы 'под Богом' утверждают, что это 'церемониальный деизм', который никак не нарушает первой поправки к конституции, потому как конкретно не проповедует ни одну из существующих религий.
Возможность того, что Недоу от имени всех атеистов удастся добиться изъятия фразы 'под Богом' из ежедневной клятвы, крайне мала. Несмотря на то, что практически все избиратели заявили, что их ничуть не смутило бы избрание президентом протестанта, католика или же иудея, согласно результатам опросов общественного мнения, менее половины согласилось бы проголосовать за атеиста. Элизабет Сифтон (Elisabeth Sifton), автор книги 'Молитва спокойствия', опасается, что христиане-фундаменталисты воспользуются поражением Недоу для того, что 'изменить клятву, включив в нее открытое обращение к Христу'. 'На настоящий момент Верховный Суд по-прежнему представляет собой препятствие для Буша, однако американцы даже не подозревают о том, что может произойти: как легко можно лишиться всех завоеваний, полученных нами 200 лет назад', — говорит Роберт Бостон.
ИноСМИ.ru, 30 марта 2004 г.