Русская линия
Волховъ Татьяна Козловская31.03.2004 

Каков поп — таков и приход

— Когда я стала ходить на репетиции церковного хора в дом отца Василия, поняла, что мне тоже очень хочется иметь много детей, — рассказывает прихожанка холмской церкви Ирина Царева. — Здесь всегда весело, шумно, ребятишки играют, а матушка Варвара такая счастливая, молодая, всегда у нее в глазах светится радость. У меня было двое детей, теперь пять, и, если еще родятся, это будет просто здорово.
С этого все и началось — прихожанки одна за другой принялись увеличивать свои семейства. Духовный отец стал своеобразным двигателем многодетности в отдельно взятом районе.

Дом Василия и Варвары обустроен изнутри по типу старинной русской избы: стены не оклеены, и смотрится очень даже оригинально. А самое их главное богатство — дети: Иоанн, Марфа, Михаил, Владимир, Федор, Мария, Митрофан, Арсений и Елена. Старшему, Иоанну, 16 лет, а самой маленькой, Леночке, всего девять месяцев. Ребятишки весело суетятся в горнице: кто босиком, кто в тапочках, кто уже обутый в сапожки собрался идти кататься с горки. Глядя на эту большую семью, многие прихожане стали пополнять и свои семейства.

— У меня в приходе сейчас десять многодетных семей, — рассказывает Василий Михайлович. — Радостно, что женщины поняли, как много они теряли, ограничивая рождение детей, что в погоне за какими-то сиюминутными вещами совершали безумие. Некоторым женщинам уже по сорок лет, после большого перерыва им уже сложно рожать, но они идут на риск, у них появляются младенцы, и они справляются с трудностями, с жизнью, которая теперь наполнилась настоящим смыслом. У них теперь по пять-шесть детей. Чем больше малышей в доме, тем больше людей, которых ты любишь и которые любят тебя. А если смотреть дальше — только так и возродятся наши деревни.

По словам священника, в Холме ежегодно почти на 100 человек сокращается количество учеников в школе. Это значит, что умирает жизнь. Вырастая, дети покидают родной дом, а родители уже в 40 лет остаются одни. Хорошо еще, если ребята уезжают учиться, получать профессию, и потом, создав собственные семьи, устраивают жизнь где-то в других уголках области, России. Но очень часто, состарившись, родители видят, что их ненаглядные когда-то чада к 30−40 годам себя полностью изжили — очень многие попросту спиваются.

Один из местных чиновников как-то сказал холмской многодетной матери: «Куда ты рожаешь, твои дети будут вместе с дебилами учиться». Находятся и соседи, которые, видя трудности больших семей, злорадствуют: «Наплодили, вот теперь и справляйтесь сами». Даже про самого священника на сельском сходе в одной из окрестных деревень была брошена фраза: «Поп рожает, а мы его детей кормить должны». Хотя, как говорит отец Василий, никто из той деревни даже в церкви ни разу не был.

В современном мире иметь большую семью человеку тяжело не столько материально, сколько психологически. Растить и воспитывать детей — это огромный труд, это каждодневный подвиг, особенно, когда при прожиточном минимуме в две с лишним тысячи на человека в большой семье приходится примерно по 600 рублей. Именно столько, по словам священника, получилось на одного члена его семьи при подсчете совокупного дохода. Но основная беда вовсе не в этом. Как говорит народная мудрость: «Дал господь роток, даст и кусок». Беда, что основной ценностью современного человека стала не сама жизнь, а условия жизни, и многодетных часто считают за сумасшедших. Как говорит отец Василий, насмотревшись наших «замечательных» телепередач и рекламных роликов, представитель молодого «пивного» поколения только и думает, как бы поймать удачу, как бы «сшибить эти бесценные бабки» и тогда уже пожить в удовольствие, понаслаждаться. Везде конкуренция, борьба за выживание.

Василий Михайлович вздыхает и смотрит куда-то в даль, возможно, в высь, в небо: «Понимаете, эти принципы естественны в животном мире: выживает тот, кто сильнее, кто подлее, кто больше кусается. Но в человеческом мире они противоестественны. Итог жизни человека подводят по добру, насколько он стал к концу жизни добр, сколько любви и радости принес ближним. А получается, что итог подводить не по чему, ты всю жизнь самолюбовался, а всем от тебя было только тоскливо и скверно.

Обо всем этом батюшка на полном серьезе собирается заявить президенту Путину. У Василия Середы есть его прямой телефон. Скажет он призиденту и о том, что категорически не согласен, что основной национальной идеей провозглашена — экономическая.

— Сытое корыто, обеспеченная жизнь… Снова догнать и перегнать Америку, — рассуждает батюшка. — Многие у нас уже догнали и перегнали. И что? Да на эти семьи смотреть страшно. Мы, россияне, немножко все же другие, мы ищем правды божьей, ищем смысла. Нам со всех сторон суют готовые модели жизни, кричат: спеши, потребляй быстрее, наслаждайся, а потом посмотришь, понравится тебе эта жизнь или нет. И никто не говорит: «Парень, неси свой крест, преодолевай трудности, только через самопожертвование, через подвиг истинной любви ты обретешь настоящее счастье. Люби, рожай детей, работай…».

Большая семья, по мнению священника, это спасение человека от собственного эгоизма. Он и матушка мечтают, чтобы все их дети пошли по стопам родителей, но навязывать этот путь никому не собираются, как сами решат. Когда наш разговор остановился на этом, один из сыновей батюшки, Володя, явно прислушивавшийся к нашей беседе, подбежал поближе и, улыбаясь, сказал: «Я буду священником». Возможно, но прежде всего мальчишки должны вырасти настоящими мужчинами, из которых выйдут хорошие мужья и отцы, умные и способные осуществлять порядок в семье и в стране. Мужиков у нас не хватает, растите скорее.

***
Наша справка:

В 2003 году в Новгородской области умерло 16 182 человека, родилось — 6 354.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика