Информ Полис | Александр Махачкеев | 31.03.2004 |
Напомним, в начале 2004 года руководство Министерства образования (МО) России заявило о внедрении в школьную программу основ православия с уточнением, что «православный компонент» будут вводить по желанию субъектов РФ. А еще осенью 2002 года Минобразования разослало в регионы письмо с примерным содержанием курса «Основы православной культуры (ОПК)». Тогда вокруг этого документа разгорелся скандал. Инициативу раскритиковали, поскольку предложенный курс больше подходил для духовной семинарии, чем для средней школы. Против введения «Основ православной культуры» выступили представители других конфессий. Потом решили, что православие нужно внедрять, но плавно. А учебники по основам православия будут разрабатывать сами субъекты РФ, которые желают вводить этот курс в школах.
Бурятия не останется в стороне от инноваций, но ситуация у нас более сложная, чем в большинстве регионов России, учитывая многообразие населяющих республику национальностей и представленных здесь религий.
Преподавать должны учителя
— В конце января министр образования РФ Филиппов, теперь уже бывший, заявил, что пришло время школьникам не только знакомиться с историей православия, но и «приобщаться к истинным православным ценностям», вплоть до изучения жития православных святых, — говорит Андрей Стрелков, преподаватель БИПКРО, кандидат исторических наук. — Это заявление из уст чиновника, представляющего светское образование светского полиэтнического и поликультурного государства, выглядит странным.
Стрелков считает, что Министерство образования России участвует в многоходовой комбинации Русской православной церкви (РПЦ), в ее масштабной игре за монополию в идеологии современной России. РПЦ ставит знак тождества между понятиями «русский» и «православный», хотя среди россиян и этнических русских есть буддисты, мусульмане, католики, протестанты, сектанты разрешенных и запрещенных государством сект, атеисты. РПЦ занимает в вопросе веры крайне нетолерантную позицию. Вместе с тем проблема предъявления религиозной культуры в современном светском образовании реально существует и требует для своего решения научного подхода.
Сам Стрелков является автором светского учебного курса «Основы буддизма», преподавал в течение восьми лет в сельских школах Бурятии и четвертый год преподает в системе высшей школы Бурятии. «Учебный курс, объединяющий в себе различные религии, представляется мне малоэффективным, — утверждает он. — Любая религия является закрытой областью для тех, кто не вошел в нее традиционно, через посвящение».
По его убеждению, преподавать светские религиеведческие курсы в школе должен профессиональный учитель, а не приглашенный священнослужитель той или иной конфессии. Это ставит задачу подготовки кадров, которая должна решаться в рамках системы образования на высоком научном и педагогическом уровне. Священнослужители могут выступать лишь как внешние эксперты с совещательным голосом. Но российские чиновники от образования не готовы «дать ход» серьезной и открытой разработке проблемы, считает Стрелков.
— «Основы православной культуры» необходимо ввести в школах, даже при том, что страна у нас многонациональная и многоконфессиональная, — считает отец Олег, благочинный Читинской и Забайкальской епархии. — Вся история России связана с историей православной церкви. Вся наша культурная база стоит на христианском осмыслении жизни. В православной державе никогда не было угнетения, недаром другие народы просились в нее.
По словам отца Олега, введение «ОПК» не принесет несправедливости и неравенства, стране нужен единый духовный стержень. Демократия этого не может дать. «Самая страшная вещь — это демократия», — привел он слова Столыпина. Кроме того, речь идет об основах православной культуры, а не религии. Подготовленные преподаватели будут рассказывать только о культурной стороне православия: «Что такое храм, икона? Крещение? История церкви».
«Школа — это светское учреждение»
В отличие от православных буддисты придерживаются прямо противоположной точки зрения.
— Буддийская традиционная сангха России придерживается принципов светского государства, но при этом считает, что необходимо вести просветительскую работу и доводить до детей основы религии и буддийского мировоззрения, — говорит Борис Дондоков, пресс-секретарь сангхи. — Ранее у бурят буддийский образ мыслей и жизни традиционно прививался в семье. С приходом советской власти и разрушением основ воспитания эта связь была утрачена, но сейчас вновь наблюдается возрождение религиозного сознания. Тем не менее прямое введение основ религии нежелательно. Мы опасаемся, что за преподавание нового предмета могут взяться совершенно неквалифицированные люди, могущие дать неверные представления о религии.
Какова же позиция Министерства образования республики? Лариса Шаманская, начальник отдела общего образования министерства, говорит, что внедрение «ОПК» в Бурятии возможно только в рамках преподавания курса о мировых религиях. Система обучения предполагается факультативная, допускается освещение культурологических аспектов религий.
— Школа — это светское учреждение, — говорит Шаманская. — Тем не менее представители различных религий входят в попечительские советы образовательных учреждений. Это способствует более полному и гармоничному воспитанию детей.
Учебные планы в школах формируются учебным заведением самостоятельно. Со стороны школ интерес к введению нового предмета есть, но специальных запросов пока не поступало. Кроме того, внедрение основ религии в Улан-Удэ осложняется тем, что население в городе смешанное, в школах обучаются дети представителей разных конфессий.
— К тому же ученики и без того перегружены существующей учебной программой. Хватит ли у них времени и сил еще на один предмет? Я думаю, что воскресная школа при церкви — это наиболее оптимальный вариант, — полагает Лариса Шаманская.
Учебник «ОПК» уже издан и вскоре поступит в республику. Но, как видно из высказываний священнослужителей и педагогов, введение нового предмета грозит вызвать ожесточенную полемику, к которой наверняка присоединятся сами школьники и их родители. «ИП» продолжит эту тему.
24 марта 2004 г.