Труд | Анатолий Стародубец | 29.03.2004 |
Картина, повествующая о последних 12 часах жизни на земле Иисуса Христа, вызвала на Западе ожесточенные споры, но за месяц проката только в США принесла своим создателям почти 300 миллионов долларов прибыли (при бюджете в десять раз меньшем). На Страстную неделю — с 7 апреля — «Страсти Христовы» можно будет увидеть в Москве, а потом и в 40 регионах России.
Пересказывать сюжет нет смысла. Истовый католик, чьи консервативные взгляды включают в себя неприятие легализации абортов, контроля над рождаемостью и разводов, 48-летний Мэл Гибсон скрупулезно следовал каноническим текстам Евангелия, и никаких кощунственых вольностей вроде тех, которые были у Мартина Скорсезе в «Последнем искушении Христа», себе не позволял. Вот только особо чувствительных и слабонервных зрителей может смутить обилие сцен насилия. На протяжении почти всех 127 минут на экране — сцены истязаний, издевательств и, наконец, жестокое убийство. Один только эпизод с распятием длится 30 минут. На экране весьма натуралистично брызжет кровь, летят клочья кожи, кровоточат раны…
Однако обвинения в натурализме — не единственные претензии к Гибсону противников фильма. Влиятельные еврейские организации обвинили режиссера в стремлении сделать иудеев единственными виновниками казни Сына Божьего. Под их давлением ведущие дистрибьюторские компании Голливуда отказались прокатывать «Страсти Христовы». Инициатива бойкота нашла некоторую поддержку и в Европе. Но, похоже, это лишь подстегивает зрительский интерес. К тому же сам Папа Римский (якобы сказавший после просмотра фильма: «Так оно и было!») удостоил личной аудиенции 35-летнего Джеймса Кевизела — исполнителя роли Христа.
Многие эксперты сходятся во мнении, что преувеличенному вниманию к себе «Страсти Христовы» во многом обязаны грамотно построенной рекламной политике хозяев картины, с помощью СМИ создавших вокруг нее атмосферу скандала. Рекламный маховик работает, оживляя сопутствующие кинематографу отрасли. Так, сейчас в Америке на 20−30 процентов выросли продажи в книжных и музыкальных магазинах за счет продукции христианской тематики. Особым спросом пользуется не только компакт-диск саундтрека к фильму, но и кассеты со старым мюзиклом «Иисус Христос — суперзвезда». Потребитель быстро раскупает украшения, одежду, видеоигры, в которых используются библейские мотивы, и, конечно, саму Библию. Мода — это страшная сила.
Русская православная церковь в целом отнеслась к американскому фильму благосклонно. Хотя некоторые наши священнослужители, правда, сетуют на излишний натурализм в сценах бичевания Спасителя, но тут же оговариваются, что ленту создавали представители католической традиции, которой подобный натурализм свойствен. Дескать, устраивают же католики театрализованные представления, где показывают язвы Христа, чтобы прихожанам «внятней» было.
Кстати, все средства, собранные от позавчерашнего показа, российские прокатчики картины перечислили в пользу русской православной радиостанции «Радонеж». Ход весьма разумный и дальновидный.
27 марта 2004 г.