Русская линия
Росбалт Мария Чалусова27.03.2004 

Свидетели Иеговы потеряли лицо

Вчера, 26 марта, Головинский суд Москвы удовлетворил просьбу прокуратуры Северного округа столицы и принял решение о ликвидации московской общины «Свидетели Иеговы». Это решение уникально для современной практики российских судов, поскольку запрещают «Свидетелей Иеговы» в нашей стране впервые. Прокурор Татьяна Кондратьева довольна решением, адвокаты общины намерены его обжаловать. Процесс по делу московских свидетелей начался в 1998 году и, видимо, будет продолжен.



Прокурор Татьяна Кондратьева уточнила, что в суде было оглашено решение, удовлетворяющее представление прокуратуры о ликвидации общины «Свидетели Иеговы» как юридического лица и о запрете ее деятельности.

Один из адвокатов общины Артур Леонтьев заявил, что их обращение уже поступило в Европейский суд по правам человека. «Наша жалоба на отказ в перерегистрации общины „Свидетели Иеговы“ Минюста, со ссылкой на данный процесс, который, по нашему мнению, носит идеологический характер, в том числе и на справедливое судебное разбирательство, уже находится в Европейском суде», — сказал Леонтьев. Он также отметил, что защита «Свидетелей Иеговы» намерена добавить в жалобу и новые обстоятельства по данному процессу, а именно решение суда о ликвидации общины.

Решением московского суда остался недоволен и представитель Госдепа США Ричард Бауэр. Как сообщается, он «выразил сожаление в связи с этим решением и призвал российское правительство уважать основные религиозные свободы».

Этапы большого пути

Напомним, что процесс по делу московской общины «Свидетели Иеговы» начался в сентябре 1998 года. Прокуратура Северного административного округа столицы обвиняла эту организацию в разжигании религиозной розни, разрушении семьи и психологическом воздействии на адептов, вовлечении в общину малолетних и в отказе от медицинской помощи в случае угрозы жизни. Согласно статье 14 Закона о свободе совести все это служит основанием для ликвидации религиозной организации и запрете ее деятельности.

В 2001 году Головинский суд Москвы вынес решение в пользу «Свидетелей Иеговы», отказавшись удовлетворить представление прокуратуры о ликвидации общины. Мосгорсуд, куда с кассационным протестом обратилась прокуратура, отменил это решение и направил дело на новое рассмотрение.

Весной 2002 года начался второй процесс, на котором было решено назначить экспертизу литературы, выпускаемой «Свидетелями Иеговы». Мосгорсуд это решение также отменил, вновь направив дело на рассмотрение в Головинский суд, который назначил проведение филолого-психолингвистической экспертизы литературы иеговистов. По ее окончании процесс возобновился.

Ранее в российских судах принимались решения только по частным искам граждан, пострадавших от деятельности иеговистов.

К примеру, 14 апреля 1998 г. городской суд Люберец (Московская область) удовлетворил иск гражданина Савинкина А.П. и принял решение о передаче на воспитание семилетнего сына отцу, некоторое время назад разведшемуся с женой. Согласно материалам дела, после развода сын Женя жил с мамой, гражданкой Никишиной Н.В., а на выходные его забирал отец. Весной 1997 года бывшая супруга истца вступила в религиозную организацию «Свидетели Иеговы» и стала «принуждать сына изучать сектантскую литературу, посещать с ней собрания и соблюдать жесткие требования организации, например: не справлять никаких детских, семейных и торжественных праздников», несмотря на неоднократные просьбы, уговоры и протесты бывшего мужа. В результате сын стал бояться «рассказывать отцу о происходящем дома и на собраниях, т.к. мама его за это наказывает».

Из показаний заведующей детским садом, который посещал ребенок, следовало, что «с 1997 г. он стал плохо посещать детсад. С ноября 1997 г. мальчик стал скован, замкнут, боялся отвечать на вопросы».

Решение Люберецкого суда было оставлено без изменений Московским областным судом 2 июля 1998 г.

Деятельность иеговистов признавали неправомерной в Орле (в начале 2001 года организации было отказано в регистрации) и в Челябинске. Здесь Калининский районный суд города отказался удовлетворить иск местной общины о защите чести и достоинства к открытому акционерному обществу «Связьинформ» Челябинской области. Фактически суд признал соответствующими истине заявления о «нелегальной и незаконной деятельности религиозного объединения Свидетели Иеговы»; о «возбуждении уголовного дела в отношении члена религиозного объединения Свидетелей Иеговы, совершившего насильственные действия в отношении своих детей»; о «мощном психологическом воздействии, которому подвергаются граждане, вступившие в религиозное объединение Свидетелей Иеговы, причиняющем вред их психическому здоровью и о «проникновении Свидетелей Иеговы в закрытый город Озерск, вовлечении в общину сотрудников химкомбината «Маяк», которые могут попытаться организовать террористический акт, аналогично «Аум Синрикё».

Еще один пример относится к более позднему времени. В конце 2002 года в Южно-Сахалинске городской суд рассмотрел заявление одного из жителей дома на проспекте Победы и запретил строительство молельного дома «Свидетелей Иеговы». Суд счел, что при строительстве молельного дома рядом с многоэтажкой были нарушены права граждан на информацию о принятии градостроительных решений. Жители дома были изначально против соседства с культовым зданием. Их поддержало городское собрание Южно-Сахалинска. Депутаты порекомендовали администрации города отменить постановления, связанные с выделением земли под молельный дом секты «Cвидетелей Иеговы», а недостроенное здание выкупить в муниципальную собственность.

Кто такие «Свидетели Иеговы»?

— Здравствуйте. Мы из Церкви Свидетелей Иеговы.
— А разве Иегова женился?
(из фольклора девяностых)

Движение «Свидетели Иеговы», также известное под такими названиями, как общество «Сторожевой башни» и «Издательское общество сторожевой башни Сиона» было основано в конце ХIХ века американским бизнесменом Чарльзом Расселом (1852−1916). В ряде стран мира иеговисты запрещены или ограничены в правах.

Мировой духовно-административный центр «Свидетелей Иеговы» — Руководящая Корпорация, признаваемая верующими «видимым посредником Господа на земле». Корпорация состоит из 15 человек, находится в Бруклине (Нью-Йорк, США).

В России последователи Рассела появились еще в 1887 году. В наши дни пик активной деятельности «Свидетелей» пришелся на 1996 год. В этом нет ничего удивительного: многие помнят популярность «альтернативных религий» в начале-середине 90-х годов прошлого века.

Организация «Свидетели Иеговы» была классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в следующих документах:

«Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в Санкт-Петербурге 11−12 января 1996 г., а также в официальных «Обращении к россиянам…», и «Обращении к средствам массовой информации…» участников этой конференции;

Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г.;

Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего с 16 по 20 мая 1994 г. в Москве;

Постановлении Государственной Думы Российской Федерации «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.;

Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г.

Согласно данным на конец прошлого века, центры и общины организации «Свидетели Иеговы» действовали в следующих российских населенных пунктах:

Архангельск и Архангельская область, Астрахань и Астраханская область (2 зарегистр. и не менее 10−12 незарегистр. общин), Белгород, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Владикавказ, Вологда и Вологодская область, Воронеж и Воронежская область (Борисоглебск, Грязи, Хреновое, Масловка), Екатеринбург и Свердловская область (зарегистр. 1 община и 7 общин незарегистр.), Иркутск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Кемерово и Кемеровская область (Белово, Новокузнецк, Прокопьевск, Осинники, Таштагол, Междуреченск), Краснодарский край (Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Ейск, Абинский и Крымский районы, Славянский, Темрюкский и Красноармейский районы, Приморско-Ахгарск и др.), Красноярск и Красноярский край (60 общин во всех районах, за исключением Эвенкии), Курск, Липецк, Магадан, Москва и Московская область (Серпухов, Калининград, Орсхово-Зусво, Ногинск, Красногорск, Балашиха, Раменское, Шатура, Сергиев-Посад, и др.), Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск и Новосибирская область, Орел, Пермь и Пермская область (в 7 районах), Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ростов-на-Дону и Ростовская область (Батайск и др.), Санкт-Петербург и Ленинградская область, Саранск, Сарапул, Ставрополь и Ставропольский край (Невинномыск, Георгиевск и др.), Тверь, Улан-удэ, Ульяновск, Уфа, Челябинск и Челябинская область, Чита, города Хабаровского края, Южно-Сахалинск и другие населенные пункты о. Сахалин, Якутск, Ярославль и Ярославская область (Тутаев и др.) и др.

Более поздней географической статистики, к сожалению, не существует. На сегодняшний день, по данным самой организации, в стране действуют более 360 общин.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика