Православие в Украине | Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) | 26.03.2004 |
— Владыко, как вы расцениваете события, которые произошли вчера в Бахчисарае в окрестностях Успенского монастыря?
— Скорбит моя душа о том, что мы все — верующие люди, а поступаем не как верующие, а как чуждые друг другу народы. Это весьма прискорбно и плачевно. С этим я никак не могу смириться. Мы все топчем нашу благословенную святую крымскую землю. Мы должны быть благодарны нашим предкам за то, что они подготовили и оставили нам этот край, украсив его своими трудами, взаимопониманием между народами. Ведь посмотрите: раньше и православный монастырь и мусульманское медресе мирно сосуществовали по соседству друг с другом. Что касается дня сегодняшнего, то мы должны решать все возникающие у кого-либо вопросы цивилизованно, будучи в правовом поле нашего государства. Живя в демократическом государстве, мы — его граждане, должны выполнять законы государства. Мы все равны перед законом. Если мы нарушаем эти законы, то для этого есть государственные структуры, которые нам указывают на нарушение. Поэтому я не понимаю, кто и кому дал право вершить произвол? На этой почве возникают такие вот недоразумения, которые я не назвал бы конфликтом — ибо причин для него, для противостояния у нас нет, а есть политики, которые занимаются сугубо политическими вопросами. Однако считаю, что каждый из нас должен действовать в рамках закона, независимо от конфессиональной или национальной принадлежности. Когда это правило нарушается, тогда и возникают ситуации подобно той, которая сложилась вчера в Бахчисарае.
Давайте без эмоций посмотрим на неё. Свято-Успенский монастырь на принадлежащей ему на законных основаниях территории ставит временную палатку с духовной литературой и иконами с целью удовлетворения религиозных потребностей прибывающих сюда паломников и туристов. Почему монашествующие не могут этого сделать? Говорят, что на то нужно согласование с горисполкомом — хорошо, мы согласны, пусть горисполком согласует этот вопрос, даст соответствующее предписание. Но по какому праву на этой земле функционируют питейные заведения, торгуют различными амулетами, сомнительными сувенирами, не имеющими никакого отношения к монастырю и его истории? И это происходит на принадлежащей монастырю территории! Почему же тогда никто не возмущается и не предпринимает в течение продолжительного времени никаких действенных мер, пресекающих нарушение правил торговли? А ведь православные, заметим, смиренно ждали и ждут справедливости, а не выходят самоуправно ломать эти торговые точки. Во всем должны возобладать здравый смысл, правопорядок и согласие.
— Как Вы оцениваете поведение монашествующих и православной паствы во время вчерашних событий в Бахчисарае? Во многих новостных телепрограммах был показан сюжет с интервью одного из насельников монастыря. В его словах не было ни тени агрессии, обиды. Может быть, нужно было наоборот, более активно вести себя?
— И монашествующие, и наши прихожане вели себя правильно. Но те люди, которые наблюдали со стороны, удивлялись: как исповедующие ислам — веру в единого Бога (ведь они даже молились перед началом своих действий), ведут себя таким образом. Если даже там были какие-либо нарушения со стороны православных, то на это должны указать власти, дабы виновные понесли соответствующее наказание. Если же мы все будем решать проблемы подобно нападавшей стороне — ситуация может зайти достаточно далеко. Такие конфликты нужно изживать, этого не должно быть в Крыму. Христос, придя на землю, принес людям мир. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин.14, 27) — сказал Господь. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2, 14) — воспели ангелы в день Рождества Христова. Это благоволение Божие всегда должно быть в наших сердцах, что и показали монахи — насельники Успенского монастыря. Православные люди достойно вели себя в этот момент. А если мы будем разрушать, поднимать дреколья — то вольно или невольно станем в один ряд с теми, кто поднимал дреколья, когда в Гефсиманском саду схватили Христа, чтобы Его распять. Да не будет этого с нами.
— Уместно ли говорить о произошедшем вчера в Бахчисарае, как о межконфессиональном конфликте?
— Нет, ибо верующий человек себя так не должен вести. Я призываю представителей местных властей навести порядок, но не в ущерб монастырю, и не в ущерб верующим мусульманам. А сделать это так, как велит закон, и закон должен быть один для всех. Ведь если православные устроили бы у стен святыни другой конфессии подобное самоуправство, хотя это и предположить невозможно, то резонанс в обществе и СМИ был бы совершенно другой… Раздаются голоса, что конфликт спровоцировали насельники монастыря. Я не согласен с этим, потому что монашествующие стояли на своей земле. И только закон, а не представители национальных организаций — ни русских, ни украинцев, ни крымских татар — может указать на возможные ошибки насельников монастыря (если таковые имели место). Пусть представители закона подумают, кто был провокатором в данной ситуации. Это священная земля святой обители, святая не только для Крыма, а и для всей Украины, всего Православия. Бахчисарайский монастырь в истории Украины занимает очень заметное место. Архиепископ святитель Иннокентий Борисов назвал его лаврой. Он таким и должен быть, и мы его будем ущемлять в клочке земли?! Все должно занять свое место.
— Равнодушных к сложившейся ситуации нет. Проблема волнует как верующих, так и неверующих, как православных, так и мусульман. В связи с этим, с какими бы словами Вы бы обратились ко всем крымчанам?
— Дорогие православные братья и сестры, представители других конфессий! Господь заповедал нам не нарушать установленный Им мир. Он пришел на землю, чтобы мы постоянно жили с Его благодатью. И до тех пор, пока мы будем чувствовать эту благодать — будет на нашей земле и спокойствие. Никому не дано право это спокойствие нарушать. Мы не должны идти на поводу у тех политиков, которые стремятся вначале инициировать конфликтную ситуацию, а затем извлечь из этого сомнительную выгоду. Я призываю всех к согласию и единству. Желаю всем мудрости, терпения, спокойствия, взаимного уважения и законопослушания.
25 марта 2004 г.