Газета.Ru | Вадим Нестеров | 26.03.2004 |
В этой истории очень сложно разобраться, потому как в ней все неправильно. Практически в любой версии количество эмоций, субъективности, путаницы и просто прямых ошибок давно уже зашкалило за все мыслимые нормы. Только один маленький пример: сообщения о том, что «албанцы разрушают православные церкви в Косове», до сих пор не сходят со страниц всех российских изданий. В этой фразе как минимум два повода придраться.
Во-первых, именование «албанцы» вряд ли понравится им самим. Так их называли только греки, а, допустим, сербы и турки издавна именовали этот народ арнаутинами. Слово же «косовары», почему-то прижившееся у журналистов, вообще представляет собой лингвистический абсурд. Однако все эти названия для тех, кого мы привыкли называть «албанцами», — оскорбление.
Как писал еще в XIX веке один путешественник, «…имя арнаутин их оскорбляет. На Косово бывает так, что арнаутин убьет того, кто назовет его арнаутом». Себя они именуют только «шиптари» и никак иначе.
Не все ладно и с названием «Косово». Это именование не устроит уже сербов. Южную провинцию бывшей Югославии так называют только албанские сепаратисты, для сербов же «Косово» («Птичье поле») — это лишь территория Косова Поля, а остальная земля бывшей автономии называется Метохия («Церковные земли»). Соответственно, сербы называют эту землю только «Косово и Метохия», или, сокращенно, «Космет».
Впрочем, даже если сказать «шиптари разрушают православные церкви в Космете», легче от этого не станет. Действительно, разрушают. По данным норвежской правозащитной организации Forum 18, во время событий 17−18 марта в Косове было разрушено и повреждено около 30 православных церквей и монастырей, в том числе такие исторические памятники, как Соборный храм Богородицы, построенный царем Милутином в 1306—1307 годах, церковь Святого Спаса, монастырь Святых Архангелов (XIV век), церковь Святого Георгия (XV век), Соборный храм святого великомученика Георгия, подожжен монастырь Девич (XIV век). С постоянно пополняющимся списком можно ознакомится на официальном сайте Сербской православной церкви www.spc.yu.
Разночтений в ответе на вопрос «кто виноват?» практически нет. Виноваты албанцы и международные силы «Кейфор», допустившие разрушения, на этом сходятся самые разные люди. 24 марта генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура заявил, что покушения на объекты культурного наследия «разрушают не столько здания, сколько историю и культурную самобытность». В тот же день Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО выступила с заявлением о том, что «совершенные в последнее время акты вандализма в отношении десятков памятников истории и культуры в Косове вызывают боль и возмущение у россиян, тем более что они сопровождались актами насилия и человеческими жертвами». И даже глава представительства НАТО в России Рольф Вельбертс, которого не заподозришь в симпатиях к сербам, был категоричен: «Уничтожение в крае православных церквей — большая трагедия. Я сам был в Косове и видел церкви — это действительно памятники архитектуры. Их защитой должны заниматься миротворческие силы и правоохранительные органы края». Многие ученые уже просто бьют в набат.
Итальянский философ Массимо Каччари, к примеру, прямо обвиняет Европу и Италию в «преступном невежестве» за то, что никто и не пытается что-либо предпринять для защиты от разрушения бесценного сербского православного культурного наследия.
Кто виноват — понятно. А вот что делать — не знает никто. Вышеприведенный пример показывает, что даже с самыми элементарными понятиями вроде этнонимов и топонимов в этом крае очень непросто. Что уж говорить об истории?
С точки зрения истории и архитектуры, Косово, или Космет — как угодно, — жемчужина не только балканской, но и мировой культуры. До начала боевых действий на территории края насчитывалось около 1.800 храмов и монастырей, 200 из которых либо древнее XIV в., либо относятся ко времени провозглашения сербской патриархии (1346 г.). Более 130 этих православных святынь были уничтожены только за время с 1999 года, когда гражданская и военная миссии ООН взяли под свой контроль Косово. Для сербов же эти места священны. Призрен был столицей многих сербских королей и царей, уже 13 веков он неотъемлемая часть Сербии. Печ веками был резиденцией сербских патриархов, и по сей день тут, в Печской патриархии, центр Сербской православной церкви. Печка Патриаршая — это просто Сергиева лавра Сербии.
Впрочем, православными памятниками культурное значение Косова не исчерпывается. В туристических путеводителя по старой, еще довоенной Югославии, в разделе, посвященном Косову, мирно соседствовали церкви, монастыри и мечети. Православные монастыри св. Стефана в Баньске (1313−1317), в Дечанах (1327−1335), Грачанице (1321), комплекс Печской патриархии (XIII-XIV вв.) считались такой же сокровищницей мировой культуры, как и Хадум-джамия (мечеть) в Джаковице (XVI в.), Байракли-джамия в Пече (XV в.), Фатих-джамия в Приштине (XV в.).
В итоге, несмотря на все разрушения, в Косове до сих пор самая большая концентрация культурно-исторических памятников в Европе.
Почему же памятники разрушают, кому они помешали? Для ответа на этот вопрос надо вспомнить историю того, как складывался этот «культурный концентрат».
Косово для сербов — один из центров сербской государственности, культурный центр их истории, хотя бы потому, что здесь произошла знаменитая битва на Косовом поле, которая для серба значит примерно то же самое, что Куликовская битва для русского.
Однако уже в конце XVII века Косово заняла Турция, и множество сербов во главе с их духовным вождем, патриархом Арсением III Чарноевичем, ушли на север, в Венгрию. В сербской истории 1690 год назван «Великим переселением», ибо в это время Косово покинули около 200 тысяч сербов.
Опустевшие земли в Косове занимали албанцы, массовый переход которых в ислам происходил в то же время. Процесс заселения Косова албанцами шел два столетия, до Балканских войн начала XX века, когда в 1912—1913 годах Сербия и Черногория освободили край от турок. Еще перед второй мировой войной сербы и черногорцы составляли больше половины населения края (около 60%), но впоследствии все поменялось. Албанцы массово переселялись в Косово и в 1941—1944 годах, когда итальянцы и нацисты, оккупировавшие область, изгнали из края сто тысяч сербов, и после войны, когда хорват и убежденный атеист Тито, желавший присоединить к Югославии еще и Албанию, жестом доброй воли запретил изгнанным сербам возвращаться в Косово и открыл границу для переселенцев из Албании. Добавьте к этому то, что у косовских албанцев установилась самая высокая в Европе рождаемость (среднестатистическая семья в 1981 году состояла из 6,9 человек). В итоге за последние 60 лет численность албанского населения Сербии увеличилась в шесть с половиной раз, в то время как численность сербов и черногорцев — лишь чуть больше чем в полтора раза.
Сложившуюся ситуацию простой не назовешь — на исторических землях одного народа обосновался совсем другой этнос (албанцы составляли 90% населения Косова). Поэтому, когда полыхнула война, и те и другие первым делом стали доказывать свои права на эту землю.
Сербы взывали к своей истории, албанцы тоже утверждали, что это исконно албанские земли, а Сербия «воздвигает свои сербские церковные исторические памятники, нашпиговав кириллическими надписями Косово (так же, как и в средние века), дабы придать краю сербский имидж».
Для убедительности и те и другие первым делом уничтожали исторические свидетельства, оставленные противной стороной. Принцип этот для Косова отнюдь не нов — еще в 1756 году знаменитая церковь богородицы Левишской была перестроена в мечеть.
При воинствующем сербском национализме времен Милошевича албанцев планомерно вытесняли «на родину», разрушая при этом и мечети. Бывший директор Кестонского института (Оксфорд) Лоуренс Юзел говорит о сотнях разрушенных сербами до начала натовских бомбардировок мечетей. «Наведение порядка посредством бомбежек» тоже не прошло бесследно, причем ударило и по тем и по другим — пострадали интерьер всемирно известного монастыря Грачаница в Косове, ансамбль Печской патриархии с комплексом церквей XIII—XIV вв.еков. Досталось и памятникам восточной архитектуры, например, мечеть Хадима XVI века в городе Джаковице, в столице автономного края Приштине бомба попала в шедевр XV века — Газимастан. Потом, после ввода «Кейфор», уже албанцы принялись стирать историю и уничтожать следы сербского присутствия. Как показали последние события, останавливаться они не собираются, провоцируя тем самым сербов на ответное варварство — сербские экстремисты сожгли дотла мечети в Белграде и Нише.
Но в войнах за прошлое победителей не бывает…