Известия Науки | Александр Адамский | 25.03.2004 |
В Твери я увидел потрясающие вещи. Меня поразило, что огромное число учителей-подвижников ушло из обычных школ — в религиозные. То есть стали устраивать школы по религиозному укладу. Я узнал в этом ситуацию середины 80-х, когда множество энтузиастов стали организовывать инновационные школы. Это тоже были диковинные, «экзотические» проекты, и я все думал: куда этот энтузиазм ушел сегодня? Оказалось, что эти подвижники увидели в религиозном образовании возможность инновационного развития школы.
Мы встречались с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным, с архиепископом Тверским и Кашинским владыкой Виктором и увидели, что проблема отношений образования и религии очень серьезно обсуждается на высшем светском и религиозном уровне. И власть, и церковь видят, что у граждан — очень высокая потребность в каком-то ином образовании.
Церковь считает, что в религиозном. Но в России только 5−6% людей действительно являются верующими. Не потому что они крестятся, а потому что соблюдают религиозные законы жизни.
На этом семинаре я встречал многих деятелей церкви, которые в один голос говорили: не нужно изучать православие как обязательный предмет в школе. То есть и среди церковных служителей достаточно много вменяемых людей. Но проблема образования и религии не исчерпывается преподаванием православия. Она — в том, нужно ли строить школу по религиозному основанию, делая ее похожей на церковь. Мы были в Твери в «Русской школе» (это ее название), построенной таким образом. Это значит, что и дети, и взрослые относятся друг к другу как глубоко верующие православные люди. Я утверждал и утверждаю, что преподавание религии в школе вредит самому православию, потому что отталкивает детей от него. Но оказалось, что очень многие грамотные педагоги — такие, как Елена Суворина в той же Твери, увлечены этим. Мы видели сельскую школу в селе Рождественское, которая построена на православной основе.
Я, как это ни парадоксально, могу сказать следующее: религия для образования стала тем инновационным проектом, в котором ожили лучшие педагогические стороны российского образования. Это означает, что нашему образованию в принципе нужны инновационные проекты. То, что в рамках православной религии начинают более эффективно действовать наши педагогические системы, — это факт. Дети там комфортнее себя чувствуют, и взрослые туда приходят творческие, стремящиеся принести пользу. Но что это означает на самом деле? То, что формальную школу, в тех рамках, в которых она находится, уже не оживить. Любые другие инновации, которые шли бы от человека как такового (не от мощного института, а от личности — учителя или директора школы), не имеют возможности реализоваться. Но ведь инновационность страны, ее экономики начинается с инновационности школы. Но для этого школа должна быть построена на инициативе людей.
Конечно, можно сказать, что религиозные школы — это приветствуемая инновационность… Власть ориентируема на поддержку православия. Она показывает знаки, на которые другие чиновники «равняются». Вот если бы она такие же «сигналы» подавала инновационному образованию, инициативам людей или бизнесу, который хочет поддерживать образование, было бы замечательно! Тогда бы создавался такой инновационный климат, когда инициативы и инновации (даже при отсутствии административного ресурса или финансов) все равно бы поддерживались.
Тут есть еще такой интересный сюжет: религиозное образование никак не влияет на попадание в вуз (а ведь только об этом сейчас все думают). Оно — для души. Значит, большая часть родителей ориентирована в образовании именно на это, а не на прагматические устремления.
Интерес к такого рода образованию подпитывается и полным отсутствием воспитания в обычной школе. Воспитание же в религиозных школах не начетничеством дается, а укладом. И успешность религиозного образования в России еще раз подтверждает, что и воспитание, и развитие, и достижение каких-то социальных результатов дается укладом школьной жизни, а не стандартом содержания образования. Ну нет же никакого стандарта образования в школах, построенных на религии! Там есть каноны и то, на чем строится уклад. А он — и в ритуалах, и во внешнем оформлении школы, и в отношениях. Мы же уперлись в стандарты, в контроль и оценку учебного процесса и при этом хотим от школы каких-то результатов. Их не будет.
На самом деле стандарты нужны лишь на условия обучения: для того чтобы в школе было много больших помещений, хорошее оборудование; чтобы школа не горела и чтобы там было уютно и комфортно.
24 марта 2004 г.