Известия | Ольга Тимофеева | 25.03.2004 |
— Иногда говорят, что существует ген ксенофобии, но при чем тут «ген», если бомба заложена в школьных учебниках! — считает Виктор Шнирельман. — В целом ряде федеральных учебников школьники находят только один народ — русский, и одну религию — православие. И эти учебники идут в школы с санкции Минобразования.
В сегодняшней России масса подобных фактов. Кубанские власти много лет дискриминируют армян и турок-месхетинцев и утверждают, что «Характерные этнокультурные особенности армян вызывают реакцию со стороны местных жителей. Их культура несовместима с традициями коренного населения». А в Северной Осетии некоторые местные ученые пишут трактаты о «невозможности совместного проживания осетин с ингушами». Так политический и территориальный конфликт облекают в культурологическую форму. Все это кочует и в школьные учебники.
— Сейчас в школе господствуют два подхода: на федеральном уровне — так называемый цивилизационный, на региональном — этноцентристский, — говорит Виктор Шнирельман. — В обоих случаях главная идея — укрепление идентичности. Если бы это было просто укрепление идентичности — это нормально. Но в учебниках истории и обществоведения, построенных на цивилизационном подходе, Россия, к сожалению, часто представляется как исключительно русская православная цивилизация, и больше ни о каких иных религиях или народах там не говорится. (см. учебные пособия Е.Н. Захаровой). Последние опросы ВЦИОМа показывают рост негативного отношения населения к Западу, к американцам. Почему? Да ведь в учебниках Запад показан извечным врагом, постоянно занимавшимся кознями против России. В некоторых губерниях северной России — Вологодской, Новгородской, Ярославской — ходит учебник отечественной истории для 5−6 классов, где половину текста занимает изложение истории русской православной церкви. О других религиях в нем нет ни слова.
Кто теперь вспомнит, что двадцать лет назад на уроках дети рисовали земной шар, а вокруг него — люди разного цвета кожи в национальных костюмах держались за руки. Так в школе учили интернационализму. Теперь чаще говорят об укреплении этнической идентичности. В результате в обществе растет уровень ксенофобии и шовинизма.
— Много лет назад меня поразил пример Тринидада и Тобаго — маленького государства в Карибском бассейне, — вспоминает Виктор Шнирельман. — Первый учебник, с которым там знакомятся совсем маленькие школьники, начинается словами: «Наша страна многокультурная. У нас люди разных культур живут все вместе, в мире и дружбе. Как это замечательно, как мы должны ценить это!» Вот национальная идея. И ее прививают в школе. Мы гордимся Великой Россией, крупнейшим и мощнейшим государством в мире, но маленькая страна Тринидад и Тобаго оказалась гораздо мудрее, чем многие наши современные идеологи.