НГ-Религии | Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II (Нерсесян) | 17.03.2004 |
— Ваше Святейшество, каковы сегодня основные задачи Армянской Апостольской Церкви?
— Основная задача — это христианское образование и воспитание нашего народа. Многие армяне из-за геноцида стали беженцами, они не имели возможности должным образом исповедовать свою веру и жить полноценной культурной жизнью своего народа. И сегодня наша Церковь пытается заполнить эту пустоту. Мы основываем воскресные школы, где проповедуем христианство. Хочу с радостью отметить, что сегодня в общеобразовательных школах Армении преподается история Армянской Апостольской Церкви.
Кроме того, от властей мы получили здания, которые некогда были дворцами пионеров. В Ереване с 1993 года Церкви было передано четыре таких дворца. Эта практика вводится не только в столице, но и во многих других частях страны. Дети приходят туда после школьных занятий. Мы не ограничиваемся преподаванием христианских догм. В бывших дворцах пионеров работают различные кружки, в которых дети развивают свои таланты. Но одновременно они развиваются духовно. Сегодня эти центры посещает не менее четырех тысяч школьников.
Вторая важная сфера нашей деятельности — это подготовка священнослужителей. У нас их не просто мало, а очень мало. Именно поэтому за последнее десятилетие число студентов в духовной академии заметно увеличилось. Недавно были основаны две семинарии: Вазгеновская в Севане и Ширакская в Гюмри. В общей сложности в них обучаются около 300 студентов. В течение года около 25−30 выпускников принимают духовный сан.
Но и этого недостаточно. Нам необходимо не менее тысячи священнослужителей, а их у нас сейчас только около 250. Поэтому мы выдвинули новую инициативу — организовали пастырские курсы. Мы приглашаем туда женатых мужчин с высшим образованием, которые по окончании курсов будут священниками.
— Сколько времени надо на «переквалификацию» и есть ли возрастные ограничения?
— Три года. Кандидатам не должно быть более 45 лет. В основном к нам идут молодые.
— И много бывших врачей или физиков хотят стать женатыми священниками? Что ждет их после окончания учебы?
— Сегодня на этих курсах учатся примерно 50 человек. После посвящения в сан священника они будут направлены на служение в те места, где они жили раньше.
— А как обстояло дело со священнослужителями раньше?
— Например, в советский период у нас было около 40 священнослужителей. Но это, разумеется, нельзя считать критерием. В начале XX века, то есть до революции, только в Ереване действовало 122 церкви, и в каждой было по нескольку священнослужителей. Сегодня же в более чем миллионном Ереване и его окраинах всего 14 церквей.
В священнослужителях сегодня нуждается не только Армения, но и армянские приходы по всему миру. И священнослужители, окончившие духовную академию и семинарии, также направляются в наши епархии за рубежом.
— Как я понял, в стране не хватает не только священников, но и храмов?
— Возведение храмов является третьей сферой деятельности Армянской Апостольской Церкви. Множество церквей сегодня нуждаются в реставрации и восстановлении. Но есть также районы и города, где вообще нет храмов. А необходимость в их возведении есть, народ все больше тянется к вере. Хочу отметить, что почти во всех районных центрах у нас появилась возможность строить новые церкви. Сегодня без храмов остаются лишь два-три района Армении, но и там уже запланировано их возведение. Ряд новых церквей намечено построить и в Ереване.
— На какие средства строятся церкви в Армении?
— Они возводятся преимущественно на пожертвования частных жертвователей и меценатов. Но есть, конечно, и народные пожертвования. Однако хочу заметить, что без государственной поддержки восстановление храмов практически невозможно. Мы надеемся, что с улучшением экономической ситуации в стране власти смогут оказать нам финансовую поддержку в восстановлении не только церквей, но и монастырей.
— Каких ответных действий ждет государство от Церкви?
— Сегодня у нас с государством сложились хорошие отношения. Мы пытаемся взаимно поддерживать друг друга в исполнении наших миссий.
Прежде всего наша Церковь весьма активна в социальной сфере, у нас здесь широкий круг деятельности. В частности, действуют благотворительные столовые, которые посещают примерно до двух тысяч нуждающихся, в основном это старики и инвалиды. Есть также отдел попечения о детях-сиротах, которые каждый месяц получают финансовую помощь. Их число доходит до четырех-пяти тысяч. Помощь также непременно предоставляется тем нуждающимся, которые обращаются непосредственно ко мне.
В более широком смысле мы пытаемся поддерживать те государственные программы, которые имеют общенациональное значение… Мы полны оптимизма и надеемся, что в ближайшее время Церковь сможет стать еще активнее и более успешно исполнять свою миссию.
— Сотрудничают ли Армянская Апостольская и Русская Православная Церкви?
— Конечно. Отношения между нашими Церквами несут на себе отпечаток отношений между нашими государствами и их народами. Все это очень взаимосвязано. Эти отношения всегда были очень близкими и такими же остаются по сей день.
На юге России, так же как и в Нахичеванской епархии, охватывающей территорию центральной России, возводятся новые церкви, в жизнь претворяются церковно-просветительские и образовательные программы.
По этому поводу хочу выразить благодарность Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который своим отеческим попечением всегда поддерживает и вдохновляет верующих нашей Церкви в России. Выражаем также нашу благодарность и властям России, под покровительством которых сыны и дочери нашего народа могут сохранять свою духовную и национальную идентичность.
— Известно, что Папе Римскому Иоанну Павлу II до сих пор не удалось встретиться с Патриархом Московским и всея Руси. При этом вы три года назад принимали Понтифика во время празднования 1700-летия христианства в Армении. Каково ваше отношение к возможной встрече глав Русской Православной и Римско-Католической Церквей?
— Проблемы, существующие между Русской Православной и Католической Церквами, в Армянской Апостольской Церкви отсутствуют. У меня с Папой Римским Иоанном Павлом II было полное взаимопонимание во время его визита. Уверен, что обе христианские Церкви объединят свои усилия для решения задач, стоящих перед человечеством. Мы надеемся, что трудности во взаимоотношениях Ватикана и Русской Православной Церкви успешно разрешатся путем диалога.
— В конце ноября 2003 года вы встречались в Москве с Алексием II, Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и главой Управления мусульман Кавказа, духовным лидером мусульман Закавказья шейхом Аллахшукюром Пашой-заде. Что вы можете сказать о результатах этой встречи? Каково ваше видение кавказских проблем и участия в их урегулировании ААЦ?
— Четырехсторонние встречи при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были и в патриаршество Вазгена I, и в патриаршество Гарегина I. Продолжаются они и сейчас. Все они направлены на нахождение путей разрешения конфликтов, возникших между нашими народами, а также с целью создания атмосферы доброжелательности между нашими народами. Мы стремимся утвердить мир на всем Кавказе. То есть не только поспособствовать решению нагорнокарабахской проблемы, но и попытаться подойти к решению всех так беспокоящих нас вопросов данного региона.
— Как осуществляется деятельность вашей Церкви в Нагорном Карабахе?
— Там есть епархия нашей Церкви. У нас там большое количество действующих храмов, думаю, не меньше 20. Они служат делу христианского развития нашего народа.
— Когда и как, по вашему мнению, может решиться проблема Нагорного Карабаха?
— Мы думаем, что конфликт может разрешиться только мирным путем через диалог и сотрудничество. Естественно, позиция нашего народа и нашего государства в этом деле должна быть выверена. Нельзя отказывать народу Нагорного Карабаха в праве на самоопределение.
— Недавно Верховный суд России лишил регистрации так называемую Армянскую Апостольскую Церковь Москвы, созданную как независимая религиозная структура бывшим архиепископом ААЦ Тираном Кюрегяном, в настоящее время лишенным сана. Расскажите, в чем заключался конфликт между Кюрегяном и нынешним главой Ново-Нахичеванской епархии ААЦ в России епископом Езрасом Нерсисяном?
— Неканонические действия Тирана Кюрегяна привели его к лишению сана. Несмотря на это, он продолжил свою незаконную деятельность. Зарегистрировал в Московском управлении юстиции параллельную церковную структуру, не зависящую от Эчмиадзина. Мы попытались через суд добиться признания этой регистрации незаконной. Ведь церковные структуры, зарегистрированные Кюрегяном, противоречили и Конституции Армении, и Уставу Ново-Нахичеванской епархии. Поэтому суд счел деятельность Кюрегяна противозаконной.
Сегодня мы ждем решения Верховного суда РФ. Церковное имущество должно быть возвращено ААЦ. Кроме того, храм Вознесения на Ваганьковском кладбище в Москве должен перейти к главе епархии, которым является епископ Езрас Нерсисян. Слава Богу, справедливость восторжествовала. Российская епархия сможет продолжать свою деятельность, служа нашему народу, а также государству Российскому.
Беседовал Игорь Плугатарев