НГ-Религии | Олег Недумов | 17.03.2004 |
«Церковь отделена от государства, и Церковь и религиозные организации не вмешиваются в политическую борьбу, но мы являемся гражданами страны, и поэтому наш долг — не быть в стороне от выбора президента и активно принять в этом участие. Я призываю всех наших сограждан, пожилых и молодых, верующих и неверующих, прийти на выборы и сделать правильный выбор, чтобы каждый из нас чувствовал свой вклад в строительство нашей Великой Родины — России», — заявил в своем обращении к россиянам Патриарх Алексий II. А в день выборов Предстоятель РПЦ сказал следующее: «Я надеюсь, что наш народ мудрый и проявит единодушие в избрании кандидата. Какого — я не буду называть». Впрочем, все и так без труда догадались, о ком идет речь.
C аналогичным заявлением выступил и глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. «Я обращаюсь ко всем единоверцам с призывом проявить активную гражданскую позицию, активно участвовать в выборах президента и выбрать будущее своей страны, своей России», — сказал муфтий. По его словам, «в исламе выбор — это богоданное право человека».
Он напомнил также, что духовные лидеры мусульман не имеют права призывать верующих голосовать за какого-либо кандидата во время проповеди. «Но в приватных беседах между собой мы, конечно же, высказываем свои предпочтения», — добавил Гайнутдин.
Еще более радикальный призыв к участию в выборах адресовал своим единоверцам Главный раввин России Берл Лазар. По его мнению, «участие в демократических выборах — не просто „право человека“, но в первую очередь выполнение заповеди Божией». «Если мы хотим быть достойными тех задач, которые на нас возлагает Всевышний, — мы не просто „вправе выбирать“, мы обязаны реализовать дарованную нам свободу», — сказал Берл Лазар в интервью РИА «Новости».
Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) под председательством Талгата Таджуддина обратилось к верующим с призывом «проявить ответственность перед Всевышним и народом», приняв самое активное участие в президентских выборах. Муфтий Талгат Таджуддин, дискредитировавший себя год назад призывом к джихаду против США, не решился обращаться к верующим лично. В заявлении возглавляемого им ЦДУМ содержится завуалированная попытка реабилитироваться перед власть имущими после тех скандальных заявлений.
Значительная часть документа представляет собой рассказ о том, насколько хорошо стало жить в России и как нынешние власти заботятся о своем народе: «наша страна после многолетнего поиска пути развития стала опять державой, где комфортно и мирно живут и сосуществуют десятки народов, цивилизаций, культур и религиозных традиций… Действуют десятки тысяч Божьих храмов всех традиционных конфессий страны, действуют сотни религиозных учебных заведений, сохранение и развитие культуры каждого народа являются постоянной заботой руководства страны». Конечно, прямой агитации здесь нет, но каждому, кто ознакомится с этим документом, станет ясно, кого из кандидатов в президенты поддерживал муфтий Таджуддин.
Из российских религиозных организаций лишь Буддийская традиционная Сангха не настаивала на участии своих верующих в голосовании. «Как граждане России буддисты имеют право голосовать и участвовать в выборах президента страны, но любой выбор должен быть сделан самим верующим», — заявил ее московский представитель Санжай-лама. По его словам, это касается и вопроса о том, стоит ли вообще идти на выборы.
Возможно, призывам религиозных деятелей можно было бы не придавать особого значения, если бы не специфика нынешних президентских выборов. Как известно, для победы Владимира Путина в первом туре необходимо было обеспечить участие в голосовании как можно большего количества избирателей. В этом отношении духовные лидеры оказали Кремлю очень важную услугу. Ведь в принципе они могли ограничиться стандартными заявлениями о том, что их организации не намерены вмешиваться в политическую борьбу и поддерживать кого-либо из кандидатов.
«НГР» попросили представителей основных российских религий ответить на вопрос о том, не являются ли призывы их лидеров к участию в выборах вмешательством в светскую жизнь и определенным давлением на избирателей.
Официальный представитель Московского Патриархата священник Михаил Дудко: «Это не является давлением на избирателей. Речь идет о том, чтобы грамотно организовать соотношение светской и церковной ипостасей человека. То есть это признание того простого факта, что каждый верующий является не только членом Церкви, но и гражданином своей Родины. В связи с этим он имеет некоторые обязанности, включая голосование на выборах президента».
Официальный представитель Совета муфтиев России Фарид Асадуллин: «Вполне естественно, что главы традиционных религий России обращаются к своим прихожанам с призывом принять активное участие в выборах. Действительно, религия у нас отделена от государства. Но представители исламского сообщества являются также гражданами нашей страны. Свободное волеизъявление на выборах дает возможность мусульманам определить, каким они хотели бы видеть наше государство в ближайшие четыре года».
Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин: «Я уверен, что здесь нет попыток вмешательства в светскую жизнь. Правом выбора обладают в том числе и верующие люди. Живя в государстве, верующие не вправе отделять свои права и обязанности от окружающего мира. Разграничение между светской и религиозной жизнью — это не разграничение между обществом и религиозной моралью».
Тут уместно задаться вопросом о том, какова будет политика государства по отношению к религиозным организациям во время второго срока президентского правления Путина.
Каких-то радикальных изменений, судя по всему, пока не предвидится. Власти будут по-прежнему использовать традиционные религии (в первую очередь православие) в качестве важной составляющей своих идеологических построений. Политическая роль ведущих духовных лидеров при этом будет возрастать. В то же время власти скорее всего не пойдут на то, чтобы законодательно наделить православие и другие традиционные религии особым статусом или предоставить им какие-то новые значительные льготы.