НГ-Религии | Ксения Кривошеина | 17.03.2004 |
Таким образом, Вселенская Патриархия впервые причисляет к лику святых русских эмигрантов, оставивших яркий след в духовной жизни Западной Европы 20−30-х гг. XX века.
Видимо, понадобятся десятилетия, чтобы по-настоящему оценить и понять, кем для России была монахиня Мария и каким источником радости, надежд и боли была Россия для нее.
Она родилась в Риге 8 декабря 1891 г. и была человеком своего времени, наследницей европейской культуры, идеалисткой с романтическими представлениями о «равенстве и братстве на земле». Мать Мария много писала о предназначении России, о ее будущем. Ее работы и сегодня звучат актуально.
Сейчас в России выходят книги с ее богословскими эссе, стихами, репродукциями вышивок и икон. За последние годы состоялось несколько конференций, посвященных ей, прошла выставка работ монахини Марии в Пушкинском доме, создан сайт в интернете. Совсем недавно вышли из печати книги «Равнина русская», «Красота спасающая» и «Жатва духа». В них читатель найдет много интересного о жизни монахини Марии как до эмиграции во Францию, так и о ее деятельном монашестве и участии в движении «Православное дело».
Она открывала бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных. Во время войны и оккупации Франции мать Мария спасает и укрывает советских военнопленных. Эта опасная деятельность связала ее с французским Сопротивлением.
Имя матери Марии использовали как знамя своих идей представители разных идеологических станов. Например, в СССР ее представляли как партизанку и большевичку, а на Западе — борцом с ортодоксальным костным православием и заступницей исключительно евреев. Это противостояние продолжается до сих пор.
Не дожив до победы двух месяцев, она погибла в печах концлагеря Равенсбрюк. Существует несколько версий ее гибели. По одной из них, накануне Пасхи 31 марта 1945 г. монахиня Мария вошла в газовую камеру вместо другой женщины.
Но, может быть, ее мечта, о которой она рассказывала своим солагерницам, наконец сбывается: «Вот, если выживу, то вернусь в Россию и буду бродить по дорогам», — часто повторяла она. Похоже, именно сейчас мать Мария по-настоящему возвращается в Россию.
Из досье «НГР»
Протоиерей Алексей Медведков (1867−1934)
До революции был священником в маленькой деревне под Санкт-Петербургом. В 1918 г. арестован большевиками. Избежал расстрела и уехал в Эстонию. Бедствовал и работал на шахтах, преподавал Закон Божий. В 1930 г. переезжает во Францию, где принят в юрисдикцию Экзарха Западной Европы митрополита Евлогия. Назначен настоятелем большой общины русских эмигрантов-шахтеров в г. Южин на юго-востоке Франции. Скончался от рака в 1934 г. В связи с переустройством кладбища в 1956 г. произведено вскрытие могилы священника. Тело оказалось нетленным, как и священническое облачение. Через год останки были перенесены в усыпальницу под церковью Успения Божией Матери на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Протоиерей Дмитрий Клепинин (1904−1944)
В Париже с 1939 г. Служил священником в приходе Покрова Божьей Матери. Эта церковь была открыта монахиней Марией (Скобцовой) в одном из ее приютов для бедных. Был активным помощником матери Марии по движению «Православное дело». Арестован нацистами 8 февраля 1943 г. Умер от пневмонии в концлагере Дора.
Юрий Скобцов (1921−1944)
Сын Елизаветы (будущей матери Марии) и Даниила Скобцовых. Студент Сорбонны. Сотрудник движения «Православное дело», участник французского Сопротивления. Арестован гестапо 8 февраля 1943 г. Депортирован в лагерь Дора, где погиб от истощения.
Илья Фондоминский (1880−1942)
Первоначально принадлежал к партии эсеров, участвовал в террористических актах. Учился в Берлине и жил во Франции (1900−1907). Вернулся в Россию в 1917 г., но после революции снова эмигрировал во Францию. Редактор парижского журнала «Современные записки». Близкий соратник и помощник матери Марии в движении «Православное дело». Арестован нацистами в 1941 г. и заключен в концентрационный лагерь в Компьене. Незадолго до своей гибели стал христианином. Погиб в концлагере Освенцим в 1942 г.
17 марта 2004 г.