Русская линия
Правда Северо-Запада16.03.2004 

«Если я что-то делаю, подчиняясь обстоятельствам, знаю — это провал»

Есть ситуация, в которую мы попадаем каждый день. Это ситуация выбора. Мы его делаем постоянно, непрерывно, иногда неосознанно, иногда в сомнениях и раздумьях. Сейчас эта тема особенно важна. И даже не потому, что приближаются выборы. Впрочем, они ведь тоже — выбор. Но хотелось бы поговорить о выборе в широком, вернее, в высоком смысле слова. Наш собеседник — настоятель Заостровского храма Сретения Господня отец Иоанн.

— Отец Иоанн, в последнее время очень часто можно услышать, когда люди говорят: «от нас ничего не зависит, у нас нет выбора». Скажите, пожалуйста, может ли такое быть?

— Раз люди говорят, что у них нет выбора, значит, его нет. Нельзя же не верить людям.

— Верим, а что дальше? Что надо сделать, чтобы ситуацию изменить?

— Если у человека нет выбора, это значит, что его покидает надежда, а он сам становится рабом обстоятельств, теряет самого себя.

— Но ведь обстоятельства действительно могут быть выше человека.

— Да, но даже само слово «обстоятельства» говорите том, что они что-то обстоят, в любом случае, они производны от каких-то главных вещей. Обстоятельства создают люди, но парадоксальным образом люди же и оказываются в зависимости от них. Это говорит о рабстве человека у мира, природы, общества, даже у самого себя. Человек призван быть выше обстоятельств. «Призван» — здесь ключевое слово.
Понятно, что человек, который живет в разрыве с Богом, эту задачу решить не сможет: у него нет для этого достаточных сил. Элементарный пример. Артериальное давление «зашкаливает», человек ничего не может делать, «умирает». Что это значит? Что в данный момент человек существует прежде всего как гидравлическая система, в нем все человеческое отступает на второй план. Но ведь человек в этом мире должен был иметь те же полномочия, что и Бог.

— Знаете, отец Иоанн, вот когда вы так говорите, просто дух захватывает. Помню, вы говорили еще, что человек — живая икона Бога.

— Да, потому что человек в замысле Божьем — это, конечно, помощник, заместитель Бога. Человек — это бог с маленькой буквы, то есть бог не по природе, а по усыновлению, по дару Божьему. Есть известные слова Писания: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Бог видит нас Своими детьми и наследниками в этом мире, то есть теми, кому этот мир поручен. Перед Адамом стояла творческая задача превратить весь мир в Цветущий Сад. Господь отошел от дел, «почил», для того чтобы человек продолжил творческую деятельность Бога по созиданию мира. И только тогда, когда по вине человека происходит Великий разрыв отношений Творца и творения, весь мир
переворачивается с ног на голову. И человек начинает чувствовать давление этого мира…

— И обстоятельства становятся выше его…

— Да, обстоятельства становятся выше его, давят. И это уже поражение, провал, искажение Божьего Замысла. Я знаю по себе, если в жизни приходилось что-то делать, подчиняясь обстоятельствам, то это всегда был провал со всеми вытекающими последствиями. Конечно, пока человек живет на этой земле, компромиссы в той или иной степени неизбежны. Важно не допускать их в главных вопросах, иначе можно потерять и Бога, и себя, и своих друзей. И все же в христианстве открывается возможность полного освобождения от любых обстоятельств.

— Но ведь есть еще и такое понятие как судьба. Говорят, что судьбу не перехитрить, не изменить.

— Христиане с самого начала говорили: «У нас нет судьбы!» И это было совершенно новым, ранее неизвестным опытом в мировой духовной практике. Христиане не отрицали наличие судьбы у мира, у других людей, народов, но о себе говорили: «У нас нет судьбы, потому что Хри -стос освободил от ее власти».

— Объясните, пожалуйста, что значит «нет судьбы»?

— Это значит, что человек снова укореняется в Боге, восстанавливается в Нем, становится свободным, как и подобает Божьему сыну. Все растения, животные, планеты и звезды, а также небесные силы снова возвращаются к человеку и служат ему, потому что он сам служит Богу, а Бог служит человеку и миру. Об этом писал Блаженный Августин: «Люби Бога и поступай как хочешь». Как Вы видите, здесь уже не стоит вопрос о выборе между добром и злом, этот вопрос решен однозначно и положительно.

— Вот как-то вы сказали, что и крещение смывает влияние звезд.

— Да, эти слова приписываются Василию Великому. Он говорил, что «вода крещения смывает печати звезд». Таинство крещения — это таинство вступления в Церковь, в новозаветный Народ Божий.

— То есть на крещеного человека звезды в принципе не действуют?

— Нужно уточнить: не действуют лишь в том случае, если в человеческом сердце живет и дышит благодать Святого Духа. Мало ли крещеных людей? У нас теперь вся страна «крещеная», а звезды, как видите, действуют.
Гороскопы наряду с кроссвордами — самое популярное чтение в нашем народе. В древности таинство крещения еще называли таинством возрождения, таинством просвещения, к нему готовились по два, по три года, а некоторые и по пять лет.
И хотя не отрицалось крещение детей, до шестого века крестились в основном взрослые люди, то есть те, кто сделали свой сознательный и ответственный выбор. Например, сам Василий Великий, который происходил из святой семьи и с детства воспитывался в христианской вере, крестился лишь в возрасте 26 лет. Когда он говорил, что «вода крещения смывает печати звезд», то он знал, что говорил. О нас этого не скажешь.

— Вы говорите о том, что Бог освобождает от власти судьбы, но зачем, чтобы сделать Своим рабом? Ведь есть же такое выражение «раб Божий"…

— Когда в древности человек говорил, что он раб Божий, то это значило только одно: «больше никому не раб!» Эта фраза выражала большой прорыв, освобождение. Но, конечно, это не последнее откровение о человеке. Бог хочет видеть нас сыновьями и дочерями, а Христос называет Своих учеников друзьями.

— Иногда человек и рад бы сделать то, что называется правильным выбором, но не знает как — ведь так все смешалось…

— Прежде всего этот мир представляет из себя смешение добра и зла. Это и не абсолютное зло, но и не абсолютное добро. Недостаточно иметь добрые намерения, иначе можно вымостить дорогу в ад. Нужно очень четко различать добро и зло. В Ветхом завете говорится, что нельзя носить одежду из двух видов ткани, нельзя смешивать молочную и мясную пищу. Это была хорошая педагогическая попытка приучить людей к различению вещей даже на бытовом уровне.
К сожалению, мы подобной школы не проходили. Отчасти эту функцию брала на себя христианская культура, но ее остатки разрушаются на глазах. Сама культура постмодерна — это культура смешения всего со всем. Поэтому часто бывает так, что человек изо всех сил хотел добра, но получил неизвестно что. Вдобавок, смертельно устал, у него уже нет ни сил, ни желания. Я с грустью думаю: сколько мне еще доведется встретить на своем жизненном пути людей, которые разочаровались в добре только из-за того, что плохо различали пути добра?

— Кажется, ни один человек в здравом уме не хочет для себя зла, но почему человек часто выбирает зло?

— Вы задаетесь тем же вопросом, что и апостол Павел. Он говорил: «несчастный я человек; злого, которого не хочу, — делаю. Доброго, которого хочу, — не делаю». Это последствия грехопадения, о которых мы уже говорили и которые снова напоминают о рабском положении человека в этом мире. Потом, ведь человек часто выбирает не добро, а лучшее. Если человек взял чужое, то он может думать, что сделал для себя хорошо. На самом деле он приобрел иллюзию. И хотя он имеет средства, но в его руках они лишаются реальной, созидающей силы.
Вспомните, тысяча рублей у мафиози, и тысяча рублей у праведника — это совершенно разные деньги. У мафиози — это фантик, бумажка, он не может сообщить им созидающей силы. А праведник может сделать многое самыми скромными средствами. Если для нас это не очевидно, то лишь потому, что есть проблемы с качеством нашего зрения. Я все-таки продолжаю думать над тем, почему люди, выбирая добро, спотыкаются, а потом уже не хотят и не могут к нему возвращаться, превращаются в «потухшие вулканы», оказываются в ситуации без выбора. Ветхий Завет приучал людей выбирать добро, а не зло. Новый Завет учит выбирать между одним добром и другим добром. Преподобный Серафим Саровский, выражая церковный опыт, говорил, что добро должно обладать силой, оно должно нести энергию, обновляющую и укрепляющую нас. Но не всякое добро, а лишь делаемое со Христом и во Христе. Мне кажется, что мы об этом плохо помним.

— Как часто вы сами сталкиваетесь с проблемой сложного выбора?

— Постоянно. Мне приходится часто говорить, что человек растет только тогда, когда он совершает выбор и берет за него полную ответственность. Без этого никакого духовного роста быть не может. Когда мы стараемся уйти от выбора, то мы все равно этот выбор делаем, только не берем за него ответственности. А это значит, что мы не учимся, не растем, не идем вперед.

— Человек боится сделать неправильный выбор, боится ошибок…

— Да, ведь расплата за неверие — это страх, патологический страх во всем. И понятно, что человек боится ошибиться, боится опозориться. Я помню, что и у меня это было. Когда я начал служить на приходе, мне было 22 года. Я был фактически раздавлен огромной ответственностью, которая тогда на меня упала. Это приводило к полному параличу. Но отец Александр Данилов из Северодвинска мне как-то сказал: «Ты не бойся ошибок, ведь Бог же видит, что ты хочешь только добра. А будут ошибки — исправишь».
Человек должен обрести в себя такую же веру, с которой Бог смотрит на него. Ведь дал же Бог человеку возможность ошибиться, а когда человек ошибся, то Бог его не уничтожил, а стал терпеливо воспитывать, чтобы человек стал Его сыном и другом.

Беседовала Светлана Лойченко

10 марта 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru