Независимая газета | Светлана Бочарова | 15.03.2004 |
Городская Дума отправила на доработку пакет документов о передаче православным еще трех помещений — арендуемых одной из кафедр медуниверситета (СГМУ), Центром детского творчества и муниципальной больницей. Депутаты напомнили, что закона о реституции в России до сих пор не существует, и предложили вынести вопрос на городской референдум. Наибольшую озабоченность депутатов вызвало то обстоятельство, что принятое, по их собственному признанию, «в спешке и с нарушением закона» решение о выселении Центра народного творчества спровоцировало целый водопад аналогичных обращений. Большинство из них — от местного представительства РПЦ. Древлеправославной и старообрядческой церквам, также попытавшимся заявить о своих правах, отказали сразу.
Комплекс зданий, в который входит Центр народного творчества, занимает целый квартал. Несколько лет назад согласно постановлению губернатора Дмитрия Аяцкова его предполагалось вернуть прежним собственникам полностью. Однако при тогдашнем главе саратовской епархии Александре, не слишком ладившем с местным руководством, процесс с места так и не стронулся. В основном оттого, что большая часть бывшего церковного квартала давно стала частной. И хотя извещения о выселении продолжали поступать (к примеру, Центр народного творчества пытались лишить «жилплощади» дважды), дальше деклараций дело, как правило, не шло. Постановления о передаче помещений, за которыми неизменно следовали потоки обращений со стороны заслуженных граждан области, исправно отменялись на самом областном «верху».
В результате некоторые потенциальные выселенцы расслабились. В народном центре совсем недавно закончился ремонт. «Еще краска не просохла», — вздыхает директор Ренат Мухамедьяров. Еще вопрос, кого потеря здания огорчит больше: не успевших еще привыкнуть к свеженьким стенам сотрудников центра или областное Министерство культуры, неизвестно по каким сусекам наскребшее около 1 млн руб. на ремонт.
По словам Мухамедьярова, новое руководство епархии (минувшим летом на смену скончавшемуся год назад владыке Александру прибыл новый епископ, Лонгин) навестило центр вскоре после появления очередного постановления мэрии. Настрой нового владыки «народников испугал»: пообещав в случае необходимости привлечь к выселению Центра местных семинаристов, епископ ясно дал понять, что на этот раз общественные протесты не помогут.
«Народники» пытались взывать к справедливости: указывали на свежий ремонт, предъявляли только что изданный сборник «Духовные стихи» и вообще напоминали о том, что занимаются с Церковью одним и тем же делом. Центр опекает 1300 клубных учреждений и более 5000 творческих коллективов, его постоянно посещают работники районных отделов культуры. Здесь ежегодно проходят сотни выставок художников и прикладников из районов области. Поэтому, как объяснял Ренат Мухамедьяров, выселять центр куда-нибудь на окраину никак нельзя. Сомнений же в том, что переселяться придется именно на окраину, практически нет: подходящих помещений в центре города нет ни у городского, ни у областного комитетов по имуществу.
Говорят, что к концу визита епископ Лонгин пообещал посодействовать выселенцам в поиске другого помещения и даже помочь с обустройством на новом месте. Правда, свидетелей тому разговору не было, а в управлении епархии об этих намерениях владыки ничего не знают.
Один из главных аргументов выселяемых таков: согласно еще ельцинскому указу религиозные конфессии могут претендовать лишь на те строения, которые приспособлены для богослужений, консистория же — обычная церковная канцелярия. Однако мэрия знает, чем ответить: по ее информации, в консистории проводили обряд развенчания (то есть разводили ранее повенчанных), и для того, чтобы считать здание культовым сооружением, этого достаточно. В крайнем случае отвечают так: «Здание принадлежит муниципалитету, а муниципалитет принял решение переориентировать его на другой вид деятельности».
«Выселяем тех, кого легче выселить», — честно признался корреспонденту «НГ» пожелавший остаться неназванным источник в городской администрации.
«Обидеть бюджетную организацию легче всего, — говорит Ренат Мухамедьяров. — Понятно, что с православными в свое время поступили точно так же, но мы-то тут при чем?»
В епархии утверждают, что обижать бюджетников не собирались. «Мы ничего не выбираем, мы только берем то, что нам считают нужным отдать», — сообщил пресс-секретарь Епархиального управления иеромонах Нектарий. Тем же, кому захочется жалеть бюджетников, отец Нектарий посоветовал посмотреть, в каких условиях проживают семинаристы.
И тут с представителями епархии не поспоришь: здание, в котором размещалась дореволюционная семинария, было возвращено православным лишь после того, как от него остались практически одни стены. Под общежитие для студентов религиозного учебного заведения выделили один этаж другого общежития — в нем до сих пор живут работники областного театра оперы и балета. Отделить семинаристов от актеров было обещано «в ближайшее время». Однако сами актеры, их дети и даже внуки ждут обещанного уже второй десяток лет.
В епархии предпочитают жалеть собственных студентов, вынужденных делить одну комнату на десятерых и лишенных всяких коммунальных удобств. Бюджетники же, по мнению сотрудников епархиального управления, бездомными не останутся: до 2 апреля (последнего дня аренды) достаточно времени, чтобы подыскать для них новое помещение.
Между тем городской комитет по имуществу сделал выселенцам первые предложения. Вначале, как рассказал господин Мухамедьяров, было предложено помещение пустующего дворца культуры, в котором не было даже оконных рам. Потом — бывшие художественные мастерские, представляющие собой множество мелких комнаток с печным отоплением. Думать долго не советовали: других предложений делать никто не собирается. В епархиальном управлении подтверждают, что для освобождения здания намерены использовать все возможные юридические методы.