Предстоятели Православных Церквей осудили идею создания униатского патриархата на Украине
Униаты Украины могут стать причиной нового жесткого противостояния мирового Православия и католицизма. Некоторые издания уже назвали УГКЦ «ахиллесовой пятой Ватикана», «гнойным аппендицитом», который уже отравил межконфессиональные отношения на Украине, а теперь того и гляди сорвет мировой межхристианский диалог. Не последнюю роль в этом сыграл и сам лидер униатов на Украине кардинал Любомир Гузар, склонный к провокационным действиям и заявлениям. Ведь недаром унию создали иезуиты, за которыми в веках сохранился имидж коварных, лицемерных и злобных деятелей, которые говорят одно, подразумевают другое, а творят третье. Кардинал, кроме того, умудряется делать прямо противоположные заявления по одному и тому же поводу. То униаты — самая верноподданная часть римского патриархата, то (судя по последнему заявлению Гузара по поводу визита кардинала Каспера в Москву) вообще никакого отношения к Риму не имеют: «Согласно церковному праву, Украинская греко-католическая церковь является поместною церковью, а не составной частью какой-нибудь другой церкви, поэтому развивается соответственно своей экклезиологической природе». Где он отыскал такую природу в унии? И если он не имеет отношения ни к какой иной церкви, то почему папа римский назначает униатам епископов, в том числе и самого Гузара? Не менее провокационной является и история с созданием униатского патриархата на Украине. Гузар уже несколько лет пытается убедить общественность, что несчастные униаты (а это, в подавляющем большинстве — галичане, жители дотационного, бедствующего региона, ищущие в массовом порядке заработки за пределами страны) не о чем больше не мечтают, как о переименовании своего кардинала в патриархи. Хотя прекрасно осведомлен, что Украина — это не мусульманский Восток, а православная держава, и шутки с католическими псевдопатриархатами — это игры с огнем. Но охота пуще неволи. Скандальная известность — это лучшая известность. И вот уже кардинал Каспер зондирует почву о возможности реализации этого проекта. Киев принципиально не воспринимает эту идею, и кардинал отправляет меморандум, обосновывающий возможность униатского патриархата в Москву. Святейший патриарх Алексий отправляет его всем Восточным патриархам с просьбой дать свое заключение. Реакция мирового Православия была резко отрицательной и единодушной. Более того, некоторые патриархи непосредственно обратились к папе и поставили вопрос о целесообразности существования унии вообще. Этот проект Речи Посполитой по окатоличиванию православных на Украине ныне является лишь рудиментом прошлого, и ничего доброго он не принес ни народу, ни государству, ни христианству. Некоторые даже заявили о необходимости сворачивания православно-католического диалога. Получается, что униаты нанесли удар в спину не кому-нибудь, а самому предстоятелю Римо-католической церкви Иоанну Павлу II, его глобальной миротворческой миссии. Получается, что папа из последних сил во имя диалога объезжает весь мир, не стыдится публично каяться за преступления католиков, коли такие были, чтобы оставить после себя Римский патриархат, примиренным и внутри себя, и со всем миром, даже с нехристианами, а украинские униаты, напротив, возвращают христиан к вражде. Кардинал Гузар, обескураженный таким поворотом событий и в свойственной ему манере, на пресс-конференции попытался представить ситуацию, как традиционные происки ненавидящих унию москалей. Мол, «украинские православные» нормально относятся к идее учреждения униатского патриархата, а «русские православные» — плохо. Под «украинскими православными» он подразумевает отлученного от Церкви Михаила Денисенко (Филарета) и его схизматический УПЦ- Киевский Патриархат, который действительно к униатам не имеет никаких претензий, поскольку сообща борется против Православной Церкви на Украине. Под «русскими» — УПЦ и, разумеется, Москву. Хотя по отношению к Москве он явно перегнул. Католики, конечно, немало бед принесли «москалям»: в Смутное время убили святителя Гермогена, патриарха Московского, держали в заточении патриарха Филарета и других епископов, едва не развалили государство, однако униаты до России не дошли. Униаты все свои кровавые «подвиги» совершали на Украине, почему и заслужили крайне отрицательную оценку и Шевченко, и Грушевского, и всей украинской истории и культуры. Реакция Предстоятелей Православных Церквей на деятельность УГКЦ в Украине лишний раз свидетельствует, что осуждение унии — это не политическая «забава» москалей, а обоснованная позиция всего Православного мира.