Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 12.03.2004 |
— Ваше Святейшество, какие ценности несет современному миру укрепление православного единства?
— Укрепление православного единства — ответ Церкви на вызовы современного мира, нуждающегося во взаимопонимании и сотрудничестве между различными народами и религиями. На прошлой неделе в Москве закончился форум религиозных лидеров СНГ. Этот форум показал, что религиозные деятели всех стран Содружества хотят сотрудничества не только для защиты и сохранения мира, как это было раньше, но стремятся к братскому практическому взаимодействию друг с другом. Это обнадеживает, так как взирая на духовных лидеров, рядовые верующие могут последовать их примеру.
— Как Вы оцениваете ситуацию с составлением проекта Конституции Объединенной Европы, где не находят отражение христианские ценности и роль христианства в истории и культуре европейских стран?
Святейший Патриарх Алексий: — Я считаю, что это — большое упущение, так как в Преамбуле Европейской Конституции, как нам кажется, должно быть отражено, что христианство и христианская культура легли в основу европейской цивилизации. Об этом не следует забывать, и именно поэтому в Преамбуле закона Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» отмечена роль Православия и традиционных религий в истории и культуре России. Я думаю, что Европа не должна забывать о своем историческом опыте и том вкладе, который внесло христианство в ее культурное становление.
Постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер Д’Анкос: — Я прибавлю, что пока этот документ — не Конституция, а проект, еще никем не принятый, и, как вы знаете, еще нет общего согласия по этому вопросу. Президент Жескар Д’Эстен — председатель комиссии, которая готовила этот текст — имел большие трудности в связи с содержанием текста проекта. В то же время, не все согласны с тем, что нужно специально отмечать христианство в Общеевропейской Конституции. С другой стороны, сейчас в Европейский Союз входят христианские народы Восточной Европы, и очевидно, что их влияние на процесс становления законодательства Объединенной Европы будет все более серьезным и ощутимым. Но, прежде всего, нам надо понять, что дискуссия развернулась не в связи с отрицанием наших христианских корней, а по поводу того, что же именно следует писать в таком документе, как Конституция Объединенной Европы, то есть разговор идет исключительно в нормативном ключе. Конечно, все создатели этого проекта осознают важную роль христианства в Европе, но не все согласны с тем, что эту роль надо подчеркивать в Общеевропейской Конституции. Впрочем, я полагаю, что сам факт развития этой дискуссии — уже шаг вперед.