Русская линия
Молодежь Эстонии Л. Лившиц09.03.2004 

Памятник трех эпох

Творенье может пережить творца,
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело

Реликвия храма


Во многих странах мира есть музеи одной картины. Но, пожалуй, самый знаменитый из них — музей «Кувшинки», открытый в 1927 году в Париже. В круглом зале бывшей оранжереи, в центре которой стоят диваны, выставлено огромное полотно, написанное французским художником-импрессионистом Клодом Моне. На этом большом панно — гибкие ветви плакучих ив и на сине-зеленой воде покачиваются белые кувшинки.

Какое отношение имеет парижский музей одной картины к нашему циклу статей о музеях Таллинна и собраниях произведений изобразительного и прикладного искусства в храмах города?

Если в действующих и бывших церквах столицы Эстонии — Домской, Пюхавайму, св. Николая и Нигулисте — время и люди собрали богатые и разнообразные коллекции живописи, скульптуры, резьбы по дереву и камню, предметов церковного убранства и утвари, то в православном Преображенском соборе на улице Суур-Клоостри сохранилось из некогда богатого убранства храма только одно значительное произведение высокого искусства, но зато… КАКОЕ!

Прежде чем рассказать об этом произведении — иконостасе, созданном выдающимся русским архитектором и художником ХVIII столетия Иваном Зарудным, немного об истории храма, в котором он (иконостас) установлен.


От Бернара до Меншикова

В 1113 году двадцатитрехлетний наследник знатного и богатого бургундского рода постригся в монахи монастыря ордена цистерцианцев, приняв имя брата Бернара. Фанатичная вера и железная воля сделали его вскоре не только настоятелем монастыря в местечке Клерво, вдохновителем Второго Крестового похода и дали всему ордену новое имя бернардинцев, но и превратили этот орден в один из самых значительных и влиятельных орденов католического мира.

Завещанная Бернаром непримиримость к еретикам и язычникам гнала братьев и сестер ордена в далекие края словом и делом обращать и тех и других к истинной вере христовой. Пришли бернардинцы и в земли Эстонии. Построили мужской монастырь у реки Пакри, в сорока верстах от Ревеля (как тогда называли Таллинн), а женскую обитель разместили за тогдашними пределами Нижнего города, у подножия холма Тоомпеа. Тогда же, в ХIII столетии, построили монахини свою церковь, освятив ее в честь святого Михаила. За семь с половиной столетий многое видели стены этого храма.

Более трехсот лет был он католическим. Только спустя тридцать лет после Реформации и утверждения в Нижнем городе нового вероисповедания, в 1554 году она стала лютеранской, посвященной все тому же святому Михаилу. В течение последующих 162 лет в ней звучали проповеди, хоралы и песнопения Мартина Лютера.

После капитуляции в ходе Северной войны Ревеля в 1710 году русским войскам Петр I оставил в городе большой гарнизон. Существовавшая ранее православная церковь св. Николая была единственной и не вмещала всех верующих. В январе 1716 года князь Меншиков потребовал передать храм св. Михаила для православной церкви. Несмотря на сопротивление местных бюргеров, уже 19 февраля того же года здесь прошло первое православное богослужение, а сам храм вначале освятили в честь св. Стратилата-воина, а в 1734-м он стал Преображенским собором.

Естественно, что во времена католичества и последующих столетий в церкви собралось много произведений искусства. В 1899 году вышла книга Карпа Тизика «История Преображенского собора в Ревеле», в которой он описывает собранные богатые коллекции скульптур, картин, в том числе лучших живописцев Европы, работы ревельских и иностранных ювелиров, чеканщиков, резчиков, иконописцев. О их высокой художественной ценности свидетельствует городское предание, согласно которому ревельские бюргеры, пытаясь предотвратить передачу храма православному приходу, преподнесли Меншикову презент (так тогда элегантно называли взятку) — серебряную дарохранительницу работы местного ювелира Риссенберга. Подарок князь принял, а церковь все равно отобрал. Не могу поручиться за достоверность предания, но дарохранительница сегодня одно из украшений коллекции серебра Петербургского Эрмитажа.

Из всего этого богатства сохранился у нас только иконостас ХVIII столетия.


Иконостас Ивана Зарудного

До сего дня стоят в Москве два храма, построенных в начале ХVIII века Иваном Петровичем Зарудным (1670−1727). Это похожая на яркую игрушку церковь Ивана-воина и величественная многоярусная церковь архангела Гавриила, известная как «Меншиковская башня». Зарудный был автором двух триумфальных арок в Москве в честь побед русского оружия. К сожалению, они не сохранились, но некоторое представление о них дают дошедшие до нас два иконостаса, выполненные московскими резчиками по рисункам Зарудного. Один из них находится в Преображенском соборе Таллинна (1719 г.), второй — в Петропавловском соборе Петербурга, освященный уже после смерти Петра I в 1727 году.

Нет сомнения, что император рассматривал иконостас в столичном соборе как триумфальное сооружение, утверждающее величие России. Иконостас поражает своим величием и действительно похож на триумфальную арку как памятник победы России в Северной войне.

Для ревельского собора Иван Зарудный создал иконостас изящный и соразмерный скромному объему храма. Он украшен множеством богато профилированных резных золоченых карнизов и состоит из двух частей, которые соединены торжественным навершием с крестом. Иконы заключены в резные рамы в виде медальонов. Это, бесспорно, ценнейший образец иконописи и резьбы по дереву ХVIII столетия.


Храм и люди

Связан Преображенский собор и с историей событий и людей. А.С.Пушкин никогда не был в Эстонии. И все-таки этот собор самым непосредственным образом связан с его судьбой. Летом 1736 года в Преображенском соборе венчались Абрам Ганнибал и Кристина Шеберг — прадед и прабабушка великого поэта.

После завершения строительства в 1900 году собора Александра Невского Преображенский храм передали эстонскому православному приходу. Сегодня в центре интерьера стоит беломраморный саркофаг с отлитыми из бронзы предметами епископского облачения. Это памятное надгробие первого эстонского православного епископа Платона, погибшего в 1919 году от пуль красногвардейцев. И это надгробие, и бюст Платона в церковном дворике создал эстонский скульптор Амандус Адамсон. Они напоминают, что любая вражда — социальная, национальная, религиозная — приносит людям горе.

Такова краткая история трех эпох: католичества, лютеранства, православия и одной реликвии — иконостаса Ивана Зарудного.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru