Русская линия
Радонеж Светлана Рябкова05.03.2004 

Прикосновение к Синаю

Синай — одно из немногих мест на земле, где остро ощущаешь непостижимую Божественную сущность мироздания, величие дел Господних и мимолетность, приземленность человеческого бытия. На Синае с особой остротой и болью чувствуешь бессмысленность суеты сует, которой до предела заполнена наша обыденность. Здесь учишься слушать особую бездонную синайскую тишину и постигаешь высокий смысл жертвенной любви.

Вид величественных, за много веков отполированных ветром и солнцем гранитных гор, песчаных и каменистых плато, покрытых редкими кустиками горькой полыни, ветхозаветных пейзажей с низенькими, искривленными, одиноко стоящими на фоне каменистого безмолвия деревцами и безграничного ярко насыщенного голубизной неба — это тот неизменный, словно застывший и неподвластный времени фон, на котором ты, современный человек — маленькая песчинка, случайно попавшая в тайну веков. Кажется, что плоды цивилизации не достигли Синая, а окружающие со всех сторон горы — невиданных, поражающих воображение форм, размеров, очертаний, дополненные неземными, а какими-то лунными или марсианскими пейзажами — усиливают ощущение хаотичной первозданности.

Одного только перечисления святых мест Синая уже достаточно для того, чтобы от благоговения затрепетало сердце каждого православного человека. Рассказывать о святынях Синая можно много и подробно, вспоминая строки Ветхого и Нового Заветов, местные предания, отрывки из святоотеческой литературы. Я же рискну лишь коротко остановиться на некоторых интересных для паломников местах Синайского полуострова.

Греческий монастырь Святой Екатерины — древнейшая православная обитель — внешне похож на старинную крепость: высокие монументальные, толщиной в некоторых местах до двух-трех метров стены, массивные обитые металлом двери, через которые попадаешь в сложную архитектуру, обусловленную спецификой возникновения и развития в Синайской пустыне православного монашеского центра. Монастырь начинался в 330 году с небольшой церкви в честь Богоматери и башни, служившей укрытием для монахов в случае набега кочевников. Своим рождением он обязан царице Елене, по велению которой и были выполнены первые постройки. В шестом веке византийский император Юстиниан приказал возвести мощные монастырские стены и базилику Преображения — храм, сохранившийся доныне. А затем на протяжении многих веков, ограниченный пространством древних мощных стен, монастырь разрастался не только внутри этой территории, но и ввысь — крыши ранних построек служили основанием для более поздних строений. В середине ХХ века во вновь возведенном около южной стены монастыря здании разместились уникальная по количеству и ценности находящихся в ней древних рукописей библиотека, галерея икон, трапезная и резиденция архиепископа. Этими историческими особенностями, а также тем, что монастырь возведен на склоне горы, объясняется многоуровневость и причудливость построек, наличие различных арок и лабиринтов.

Четырнадцать веков светит этот очаг православия в далекой и жаркой египетской земле, а его тепло ощущают во многих уголках мира. В былые времена в монастырь приезжали многочисленные паломники из России. На колокольне, построенной в конце ХIХ века, сохранились девять колоколов, подаренных обители российскими царями. А в храме Преображения хранятся не только уникальные старинные иконы, написанные еще в VI веке, но и серебряные раки, украшенные драгоценными камнями, чеканкой, позолотой и литьем — подарок русских государей. Здесь же в серебряном ковчежце, скрывающемся в мраморной раке, находятся глава и десница столь ревностно почитаемой в России великомученицы Екатерины.

В глубине монастырского двора зеленеет священный куст Неопалимой Купины. Длинные ветки куста, усеянные небольшими четкой формы «земляничными» листочками, ниспадают с высоты двухметровой каменной ограды. Именно на этом месте, на которое Моисей ступал не иначе, как, сняв обувь с ног своих, и была построена первая из двенадцати монастырских часовен, давшая рождение чудной обители и ставшая теперь составной частью базилики Преображения. Часовня посвящена Благовещению Богородицы, и это не случайно. В явлении горящего и несгораемого Тернового Куста было предвозвещено бессемянное воплощение Сына Божия от Девы Марии.

Недалеко от Купины — в затемненном углублении арки — колодец Моисея, поивший дочерей Иофора — священника Мадиамского. Имя Моисея носит и вторая по высоте (2285 метров над уровнем моря) гора Синайского полуострова — «священный пик», который каждую ночь штурмует множество паломников, жаждущих встретить восход солнца над торжественным безмолвием и неподвижностью гор и ощутить рождение нового дня. На эту вершину, оставив еврейский народ в долине, поднимался по гласу Божьему Моисей, чтобы получить скрижали веры. Здесь человечеству были дарованы десять заповедей, указующих путь в жизнь вечную….

Крутой спуск с пика Моисея по убегающим то вправо, то влево гранитным ступенькам ведет на хребет Хорив, в окруженную горами долину, к часовне, посвященной пророку Илии. Здесь стремятся ввысь, пытаясь дотянуться вершинами до гор-великанов, кипарисы, питающиеся водами небольшого озерка. Поражает внешняя простота и аскетизм столь святого места, в котором великий пророк удостоился, насколько это возможно для плотской человеческой природы, созерцать лицом к лицу Бога. Господь явился Илие в веянии тихого ветерка. Внутри храма, за алтарем, есть небольшая пещера, дававшая кров этому великому пророку Израиля.

C Хорива до монастыря ведет так называемый монашеский путь — крутой спуск в ущелье по уложенным ступеньками камням. Неподготовленные к передвижению по сложному горному рельефу паломники в основном спускаются по этим крутым и опасным ступенькам днем после ночного подъема на пик Моисея по более легкой, огибающей гору нитями зигзагов дороге. Монашеский путь с Хорива стартует от каменной арки, обрывающейся с другой стороны резким спуском. Это Врата в небо, служившие в былые времена пропускным пунктом для желающих взойти на гору Моисея. Монах, сидевший у этих врат, исповедовал поднимающихся на «священный пик» паломников. На монашеском пути располагается ныне пустующая часовня Богоматери Экономиссы. Часовня построена в честь чудесного видения эконому монастыря Богородицы, оказавшей помощь терпящим голод монахам….

В двух часах ходьбы от Village Saint Catherine — небольшого бедуинского селения, соседствующего с монастырем, находится еще одна святыня — пещера игумена Синайского Иоанна Лествичника. Дорога к пещере идет по каменистому ущелью, тропинка то уходит резко вниз, то поднимается высоко в горы. Вскоре путь преграждает прекрасный сад, окруженный каменной оградой. Весной, когда в саду цветут оливковые деревья, кажется, что прозрачная сиреневая дымка висит над этим островком жизни среди каменных глыб. Но это не просто сад, это бывшая тюрьма, темница, место добровольного заточения провинившихся мучеников. Здесь в муках и лишениях доживали они свой век, замаливая грехи в надежде на жизнь вечную. Как правило, кратковременную передышку у сада-тюрьмы паломники посвящают чтению соответствующей главы из «Лествицы» — так нагляднее представляешь, какими трудами на ниве покаяния тяжко согрешившие иноки стремились достичь Божественной любви и прощения.

За мыслями о бренности земного бытия не замечаешь, как бежит время в пути. Ущелье упирается в огромную скалу. В ней, сдавленная сверху и с боков огромными глыбами камня — пещера Иоанна Лествичника. Все те же простота и аскетизм, и величие, и непостижимость. Здесь игумен Синайский прожил 40 лет. В единственное в пещере узкое окошечко на закрывающей солнце каменной глыбе виден четкий отпечаток ступенек, возможно, ставших прообразом той незримой лестницы, по которой восходят к духовному совершенству. Именно здесь, в этой безмолвной тиши, напишет преподобный Иоанн — великий синаит — свою душеспасительную «Лествицу», которая станет руководством к воспитанию добродетелей для всех христиан.

С севера от монастыря Великомученицы Екатерины высокой преградой на пути встает гора св. Епистимии, за которой скрывается скит святых Галактиона и Епистимии. Территория скита ограждена высокой стеной из грубых камней, побеленных в светлые тона, и возвышается над обрывом как маленькая крепость. Внутри скита аккуратная церковь, в полумраке которой помещаются буквально несколько человек. Справа от входа обращает на себя внимание икона святых Галактиона и Епистимии. Прекрасные лики в багряных одеждах — символе мученической смерти за Христа. Святой Галактион, будучи христианином, по воле родителей обручился с язычницею Епистимией и, просветив ее верой, убедил вести девственную жизнь. Когда Галактиона подвергли гонениям, Епистимия добровольно разделила с ним ношу страданий….

Миниатюрный скит кажется тихим пристанищем, уютным домом. Здесь хочется долго сидеть, слушая шум ветра, молчать и размышлять о самом сокровенном. Это маленький рукотворный оазис. Не успевшая разрастись виноградная лоза дает мало тени, в углу небольшого скитского садика ярким пятном зеленеют сочные кустики петрушки. А в расщелину между гор четко видна острая как пика верхушка кипариса, растущего у озерка на хребте Хорив. Она, еле заметно покачиваясь, из мглистой дали, приветствует паломников как старых знакомых….

Самая знаменитая и высокая (2642 метра над уровнем моря) гора Синайского полуострова носит имя святой Екатерины. На вершине горы находится часовня, также названная в честь столь почитаемой святой. Продолжительный по времени и сложный подъем на эту гору начинается с прекрасной долины Леджа. С одной стороны ущелья, как в сказке про волшебника Изумрудного города, петляет выложенная из песка и камня дорога. А с другой стороны взору путника открываются прекрасные виды — нежно-дымчатые серебристые оливковые деревья, высокие тонкие изящные тополя, кипарисы.

Среди множества хаотично разбросанных камней взгляд невольно останавливается на одном. Эта глыба огромного размера обнесена каменной стеной и изрезана горизонтальными, словно вылепленными рукой скульптора, углублениями, расположенными по центру камня приблизительно на одинаковом расстоянии. Когда-то этот великан под ударами жезла Моисея, вызвавшими появление на глыбе насечек, изверг воду, напоившую уставших от жажды людей.

Дорога из песка и камня приводит к ограде, за которой множество деревьев — это сад монастыря сорока синайских мучеников, названный в честь св. Отцов, подвизавшихся в обителях и пещерах горы Синайской и принявших мученическую смерть от сарацинов. Говорят, что в саду растут 500 оливковых деревьев. Не знаю, насколько точно это число, да это и не столь важно. Сад прекрасен, и, видимо, стоило огромного труда создать в пустыне этот рукотворный оазис из множества оливковых, миндальных, масличных, гранатовых, абрикосовых деревьев, яблонь, груш…. Для паломников, стремящихся подняться на гору св. Екатерины, монастырский сад — это место остановки, небольшого отдыха в тени деревьев. Бедуины, охраняющие сад и восстанавливаемый сейчас монастырь, предложат вам холодную воду из колодца или крепко заваренный вкуснейший чай в мизерных стаканчиках. Ведь впереди — многочасовой подъем.

Дорога в горы тянется петляющей лентой, постепенно превращаясь в зигзагообразный путь. С каждым зигзагом ты поднимаешься на несколько метров. Однообразность бесконечных поворотов, звука осыпающихся под ногами камней и окриков подгоняющих верблюдов бедуинов (на верблюдах едут некоторые паломники) утомляет и притупляет ощущение благоговейной радости от встречи с великой святыней. Но вот и утешение для уставших паломников — Голубиный источник — родничок прозрачной холодной воды. Он поил монахов, вышедших из монастыря в поисках высокой горы, на которой более трехсот лет покоились мощи св. Екатерины. Монахи очень устали, и, изнемогая от жажды, хотели повернуть назад. Однако обратили внимание на голубицу, которая, как оказалось, пила воду из незаметного для постороннего взгляда источника.

Голубиный источник укрепил и нас, придав сил физических и душевных. Кажется, что, испив воды, идти становится легче. И вот за перевалом, когда уже пройдено две трети пути, открывается вид на еще одну — у подножия более пологую, а далее взмывающую резко вверх гору с маленькой часовней на вершине. Именно здесь и были обретены мощи великомученицы Екатерины. И опять потрясающая простота — черепичная крыша, побеленные стены, маленькое, еле рассеивающее мрак окошечко, деревянный скрипящий пол, окаймляющий контур камня, на котором лежало тело Екатерины, скромные бумажные иконы.

Только достигнув желанной вершины, осознаешь, какой великой милости удостоился ты от Господа. Убеждена, что далеко не каждый паломник и не всегда может подняться к этой святыне. И причина не столько в сложности горного рельефа и недостатке физических сил. Дело во внутреннем устроении человека. Достигший душевного равновесия, полностью смирившийся со всеми трудностями и положившийся на волю Божию — дойдет обязательно. Тот, кто понадеялся на себя, на свою выносливость и тренированные ноги, встретит немало преград на пути.

Синай учит нас, беспомощных в этом поглощающем тебя каменном бескрайнем пространстве, терпению, смирению и любви. И еще одно паломническое впечатление. Мне кажется, что побывав на Синае трижды, я смогла вместить в себя лишь маленькую его часть, только прикоснуться к нему. И все мои воспоминания и переложенные на бумагу впечатления кажутся несовершенным и беспомощным творчеством. Тем более что очень многое осталось за рамками материала — столь краткого о столь необъятном и великом месте, каким является Синай.

4 марта 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика