НГ-Религии | Вальтер Каспер | 03.03.2004 |
— Ваше Высокопреосвященство, какова была цель вашего визита в Россию?
— Я был приглашен Конференцией католических епископов Российской Федерации для встречи с епископами, возглавляющими католические епархии в России, а также с католической общиной Москвы. Мой визит также вдохновило чувство уважения к Русской Православной Церкви, обладающей великой многовековой традицией и огромным духовным и культурным богатством.
От имени Его Святейшества Папы Иоанна Павла II передаю его сердечное приветствие и пожелание всех благ руководству Католической и Православной Поместных Церквей в России, а также замечательному и любимому им русскому народу. Иоанн Павел II напоминает также, что он искренно и глубоко желает сближения, примирения, дружбы и общения между Католической Церковью и Русской Православной, крупнейшей Поместной Церковью Вселенского Православия.
Имея в виду столь великую цель, я хотел бы возобновить и развить диалог между нашими Церквами как на местном, так и на международном уровне. Я надеюсь, что во время наших встреч с Божьей помощью удалось осуществить некоторые шаги в этом направлении.
— Ваш визит планировался еще два года назад, однако был сорван в связи с ухудшением отношений между РПЦ и Ватиканом. Можно ли рассматривать ваш визит как свидетельство потепления в этих отношениях и начале какого-то нового этапа в их развитии?
— Я очень надеюсь, что мой визит, несмотря на все еще неразрешенные проблемы, положит начало новому и лучшему этапу в отношениях между Русской Православной и Католической Церквами. Мы живем в мире, терзаемом многочисленными конфликтами, и христиане в первую очередь призваны быть миротворцами. Это предполагает то, чтобы они пребывали во взаимном мире между собой.
Поэтому мы должны «привести в порядок свой дом», то есть избавиться от предрассудков, преодолеть соблазны, способствовать улучшению взаимного знакомства, возрастать во взаимоуважении и братской любви и совместно трудиться над разрешением общих задач, особенно в сохранении и приумножении в мире христианских ценностей, объединяющих нас.
— Как вы оцениваете недавние жесткие заявления Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла в адрес католиков в России? Напомню, что в последнее время Алексий II неоднократно говорил о необходимости прекращения «католического прозелитизма» на канонической территории Московского Патриархата, а глава ОВЦС митрополит Кирилл заявил в адрес католиков буквально следующее: «Не нужно лезть в Россию, где РПЦ тысячу лет несет ответственность перед Богом, перед историей, перед своим народом. Не нужно нам мешать, не нужно создавать параллельные миссионерские структуры».
— Мы считаем Русскую Православную Церковь Церковью-сестрой, питающей, укрепляющей и врачующей своих верных чад теми же таинствами, что и мы, и имеющей прежде всего истинную Евхаристию и действительный епископат. Поэтому прозелитизм не может быть нашим методом и нашей «стратегией» в отношении Русской Православной Церкви.
Мы уважаем вековую традицию и христианскую культуру этой земли, где большинство людей в той или иной мере считают себя православными. Но мы также знаем, что в ходе всей российской истории на просторах этой страны всегда жили католики. Есть они и сегодня, при этом они являются и осознают себя российскими гражданами, говорят и мыслят на русском языке, гордятся своей принадлежностью к великой европейской культуре, какой несомненно, особенно с XVIII века, является российская многонациональная культура.
Они имеют право на достойную и полноценную жизнь согласно своей вере, на пастырское окормление священниками и епископами, живущими одной жизнью с ними. Они являют собой весьма незначительное и мирное меньшинство в этой огромной стране. Мне трудно представить себе, чем они могут быть опасны для столь многочисленной Православной Церкви. Подобным образом вследствие политической и экономической эмиграции в прошлом столетии, а также по иным, более личным, причинам многие православные верующие живут сегодня в западных странах, принадлежащих к латинской традиции, оставаясь меньшинством.
Мы принимаем их как братьев и сестер и помогаем им чем можем, не видя в них никакой угрозы. Если порой возникают проблемы, то всегда можно собраться, и в духе взаимного уважения и справедливости найти взаимоприемлемое решение.
— Ответ Римско-Католической Церкви на обвинения в так называемом «католическом прозелитизме» в России известен. Однако очевидно, что этот ответ не устраивает Московскую Патриархию. Что Римско-Католическая Церковь может предложить сегодня Московскому Патриархату для реального урегулирования проблемы прозелитизма?
— Наверное, для урегулирования проблемы будет полезной смешанная рабочая группа, упомянутая в совместном коммюнике. Она могла бы исследовать взаимные жалобы и обвинения, а также разработать и предложить к принятию конкретные нормы взаимоотношений, содействуя решению ключевых вопросов, выдвигаемых временем. Такая совместная и успешная работа проделана в Германии применительно к отношениям между католиками и протестантами. Мне кажется, такой путь мог бы быть весьма плодотворным и в России, где народ привык к совместной жизни рядом, например, с мусульманами и верующими других конфессий и религий.
— По мнению Патриарха Алексия II, «без каких-то реальных результатов» его встреча с Папой Римским Иоанном Павлом II «не имеет никакого смысла». Это свидетельствует о том, что Московскую Патриархию не устраивает нынешняя политика католиков в России. Должен ли в данной ситуации, на ваш взгляд, Папа Римский приехать в Россию и для чего?
— Папа с радостью приехал бы в Россию для встречи с российскими католиками, а также чтобы засвидетельствовать свое почтение и любовь Русской Поместной Православной Церкви и всем людям, живущим в этой прекрасной стране. По мнению Папы, его визит мог бы способствовать миру и братским, дружеским отношениям среди христиан.
Но Его Святейшество, учитывая позицию Русской Православной Церкви, не приедет без возможности братской встречи с ее Предстоятелем. Я надеюсь, что мой нынешний визит сможет подготовить почву для возможного приезда Его Святейшества. А это, как мы уже имели возможность не раз убедиться в прошлом, смогло бы способствовать дальнейшему улучшению наших отношений и укреплению мира на земле.
— Ваше Высокопреосвященство, каковы предложения Святого Престола по поводу урегулирования конфликта православных и греко-католиков на Украине? Обсуждался ли вопрос о создании Греко-Католического Патриархата на Украине во время ваших встреч со священноначалием РПЦ?
— Несколько лет назад на Украине была создана смешанная комиссия представителей Греко-Католической и Украинской Православной Церквей. Всем было бы полезно, если бы данная комиссия вновь начала созываться и работать.
Что же касается просьбы Греко-Католической Церкви об учреждении собственного Патриархата, Святой Престол получил письменно изложенную позицию Русской Православной Церкви, а также отзывы всех Поместных Православных Церквей. Сейчас мы эти документы серьезно изучаем. Я могу заверить, что желанием Католической Церкви является сохранение и развитие добрых отношений с Православными Церквами.
Беседовал Даниил Щипков.