Русская линия
НГ-Религии Вальтер Каспер03.03.2004 

Католики не опасны для Русской Церкви
Они — мирное меньшинство в вашей огромной стране, утверждает кардинал Каспер

Визит кардинала Каспера в Россию и его переговоры с руководством Московского Патриархата вызвали достаточно противоречивые отклики со стороны аналитиков. Одна из целей визита — доказать Русской Церкви необходимость или по крайней мере допустимость создания Греко-Католического Патриархата на Украине. С этой задачей кардинал Каспер справиться явно не смог. Помимо этого папскому эмиссару пришлось также выслушать много упреков в адрес российских католиков, которые, по мнению руководства РПЦ, продолжают прозелитскую деятельность на канонической территории Русской Церкви. Тем не менее переговоры проходили далеко не так напряженно, как можно было ожидать, учитывая нынешнее состояние отношений между Москвой и Ватиканом. И это стало возможно во многом благодаря дипломатическому таланту кардинала Каспера. О ходе переговоров, их итогах, а также о дальнейших перспективах отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в интервью «НГР» рассказали кардинал Каспер и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.


— Ваше Высокопреосвященство, какова была цель вашего визита в Россию?

— Я был приглашен Конференцией католических епископов Российской Федерации для встречи с епископами, возглавляющими католические епархии в России, а также с католической общиной Москвы. Мой визит также вдохновило чувство уважения к Русской Православной Церкви, обладающей великой многовековой традицией и огромным духовным и культурным богатством.

От имени Его Святейшества Папы Иоанна Павла II передаю его сердечное приветствие и пожелание всех благ руководству Католической и Православной Поместных Церквей в России, а также замечательному и любимому им русскому народу. Иоанн Павел II напоминает также, что он искренно и глубоко желает сближения, примирения, дружбы и общения между Католической Церковью и Русской Православной, крупнейшей Поместной Церковью Вселенского Православия.

Имея в виду столь великую цель, я хотел бы возобновить и развить диалог между нашими Церквами как на местном, так и на международном уровне. Я надеюсь, что во время наших встреч с Божьей помощью удалось осуществить некоторые шаги в этом направлении.

— Ваш визит планировался еще два года назад, однако был сорван в связи с ухудшением отношений между РПЦ и Ватиканом. Можно ли рассматривать ваш визит как свидетельство потепления в этих отношениях и начале какого-то нового этапа в их развитии?

— Я очень надеюсь, что мой визит, несмотря на все еще неразрешенные проблемы, положит начало новому и лучшему этапу в отношениях между Русской Православной и Католической Церквами. Мы живем в мире, терзаемом многочисленными конфликтами, и христиане в первую очередь призваны быть миротворцами. Это предполагает то, чтобы они пребывали во взаимном мире между собой.

Поэтому мы должны «привести в порядок свой дом», то есть избавиться от предрассудков, преодолеть соблазны, способствовать улучшению взаимного знакомства, возрастать во взаимоуважении и братской любви и совместно трудиться над разрешением общих задач, особенно в сохранении и приумножении в мире христианских ценностей, объединяющих нас.

— Как вы оцениваете недавние жесткие заявления Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла в адрес католиков в России? Напомню, что в последнее время Алексий II неоднократно говорил о необходимости прекращения «католического прозелитизма» на канонической территории Московского Патриархата, а глава ОВЦС митрополит Кирилл заявил в адрес католиков буквально следующее: «Не нужно лезть в Россию, где РПЦ тысячу лет несет ответственность перед Богом, перед историей, перед своим народом. Не нужно нам мешать, не нужно создавать параллельные миссионерские структуры».

— Мы считаем Русскую Православную Церковь Церковью-сестрой, питающей, укрепляющей и врачующей своих верных чад теми же таинствами, что и мы, и имеющей прежде всего истинную Евхаристию и действительный епископат. Поэтому прозелитизм не может быть нашим методом и нашей «стратегией» в отношении Русской Православной Церкви.

Мы уважаем вековую традицию и христианскую культуру этой земли, где большинство людей в той или иной мере считают себя православными. Но мы также знаем, что в ходе всей российской истории на просторах этой страны всегда жили католики. Есть они и сегодня, при этом они являются и осознают себя российскими гражданами, говорят и мыслят на русском языке, гордятся своей принадлежностью к великой европейской культуре, какой несомненно, особенно с XVIII века, является российская многонациональная культура.

Они имеют право на достойную и полноценную жизнь согласно своей вере, на пастырское окормление священниками и епископами, живущими одной жизнью с ними. Они являют собой весьма незначительное и мирное меньшинство в этой огромной стране. Мне трудно представить себе, чем они могут быть опасны для столь многочисленной Православной Церкви. Подобным образом вследствие политической и экономической эмиграции в прошлом столетии, а также по иным, более личным, причинам многие православные верующие живут сегодня в западных странах, принадлежащих к латинской традиции, оставаясь меньшинством.

Мы принимаем их как братьев и сестер и помогаем им чем можем, не видя в них никакой угрозы. Если порой возникают проблемы, то всегда можно собраться, и в духе взаимного уважения и справедливости найти взаимоприемлемое решение.

— Ответ Римско-Католической Церкви на обвинения в так называемом «католическом прозелитизме» в России известен. Однако очевидно, что этот ответ не устраивает Московскую Патриархию. Что Римско-Католическая Церковь может предложить сегодня Московскому Патриархату для реального урегулирования проблемы прозелитизма?

— Наверное, для урегулирования проблемы будет полезной смешанная рабочая группа, упомянутая в совместном коммюнике. Она могла бы исследовать взаимные жалобы и обвинения, а также разработать и предложить к принятию конкретные нормы взаимоотношений, содействуя решению ключевых вопросов, выдвигаемых временем. Такая совместная и успешная работа проделана в Германии применительно к отношениям между католиками и протестантами. Мне кажется, такой путь мог бы быть весьма плодотворным и в России, где народ привык к совместной жизни рядом, например, с мусульманами и верующими других конфессий и религий.

— По мнению Патриарха Алексия II, «без каких-то реальных результатов» его встреча с Папой Римским Иоанном Павлом II «не имеет никакого смысла». Это свидетельствует о том, что Московскую Патриархию не устраивает нынешняя политика католиков в России. Должен ли в данной ситуации, на ваш взгляд, Папа Римский приехать в Россию и для чего?

— Папа с радостью приехал бы в Россию для встречи с российскими католиками, а также чтобы засвидетельствовать свое почтение и любовь Русской Поместной Православной Церкви и всем людям, живущим в этой прекрасной стране. По мнению Папы, его визит мог бы способствовать миру и братским, дружеским отношениям среди христиан.

Но Его Святейшество, учитывая позицию Русской Православной Церкви, не приедет без возможности братской встречи с ее Предстоятелем. Я надеюсь, что мой нынешний визит сможет подготовить почву для возможного приезда Его Святейшества. А это, как мы уже имели возможность не раз убедиться в прошлом, смогло бы способствовать дальнейшему улучшению наших отношений и укреплению мира на земле.

— Ваше Высокопреосвященство, каковы предложения Святого Престола по поводу урегулирования конфликта православных и греко-католиков на Украине? Обсуждался ли вопрос о создании Греко-Католического Патриархата на Украине во время ваших встреч со священноначалием РПЦ?

— Несколько лет назад на Украине была создана смешанная комиссия представителей Греко-Католической и Украинской Православной Церквей. Всем было бы полезно, если бы данная комиссия вновь начала созываться и работать.

Что же касается просьбы Греко-Католической Церкви об учреждении собственного Патриархата, Святой Престол получил письменно изложенную позицию Русской Православной Церкви, а также отзывы всех Поместных Православных Церквей. Сейчас мы эти документы серьезно изучаем. Я могу заверить, что желанием Католической Церкви является сохранение и развитие добрых отношений с Православными Церквами.

Беседовал Даниил Щипков.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика