Комсомольская правда | А. Кабанников, Стас Тыркин | 03.03.2004 |
Надо быть очень верующим человеком, чтобы два часа наблюдать чудовищные пытки невинного человека, а затем покинуть кинозал просветленным. Но именно такова Америка.
Группа обнявшихся людей в фойе молилась и плакала. Местная церковь откупила для своих прихожан целый сеанс. Хотя у дверей их встречали двое старичков в полосатых робах узников концлагеря с плакатом: «Гибсон — антисемит».
«Страсти Христовы» — крепко поставленный фильм ужасов. Но любителей лишь этого жанра ждет разочарование: в картине нет таинственной интриги, здесь все известно заранее. А главный герой, вопреки канонам Голливуда безропотно умирает, так и не воздав сторицей своим обидчикам.
Мел Гибсон воссоздал последние 12 часов жизни Христа, почти не отступая от библейской легенды (в картине даже говорят исключительно на арамейском и латыни), но предельно насытив ее кровью и дополнив киноучебником пыток.
Джеймс Кэвизел, воплотивший Христа на экране, проводил по 8 часов в гримерной, чтобы предстать окровавленным куском мяса. Десятки поданных крупным планом ударов палками выбивают алые брызги из его тела. На съемках исполнитель роли римского охранника как-то промахнулся и рассек Кэвизелу спину 30-сантиметровой бороздой. Таща крест, Джеймс вывихнул плечо. На Голгофе в него ударила молния, но не повредила ему ничуть. Очевидцы увидели в этом особый знак. Потом он заболел воспалением легких, болтаясь несколько недель распятым на ледяном ветру. Если это жертвенность, что же говорить о его герое?
Гибсон, слывущий глубоко религиозным человеком, рассказывал, что задумал картину об агонии и смерти Христа в пору собственного духовного кризиса около 12 лет назад. Когда готов был покончить жизнь самоубийством… Обращение к Иисусу стало для него выходом. Сначала — в медитациях. И вот теперь в кино.
Мел потратил на фильм 30 миллионов собственных денег и всегда подчеркивал, что «Страсти Христовы» будут скорее религиозным, чем коммерческим проектом. В последнем, как видно теперь, он явно ошибся.
Неожиданную скандальную рекламу картине сделали обвинения в антисемитизме. Масла в огонь подлил австралийский папа Гибсона, усомнившийся в интервью в достоверности холокоста. Но к картине это никакого отношения не имеет. Евреи выглядят в ней симпатичнее садистов-римлян. «Страсти» антисемитские ничуть не больше, чем фильмы о второй мировой войне — антинемецкие.
На премьере фильма в Канзасе скончалась от инфаркта расчувствовавшаяся зрительница. Большинство же переживших картину католиков не высказывают претензий теологического толка.
Кровавый Христос Гибсона несет все то же послание: смирение, любовь, всепрощение. Истерзанный до костей, он молит о спасении душ своих палачей. Но вряд ли его почитатели валили в кинотеатры лишь по этой причине. Добропорядочные католики Америки демонстрировали и свою солидарность с единоверцем Гибсоном. В результате сборы за первый же (будний!) день почти покрыли бюджет картины.
P. S. За пять дней проката в США фильм Мела Гибсона собрал рекордную сумму — 117 миллионов долларов.
Таким образом, «Страсти Христовы» заняли второе место в истории кино по кассовым сборам первых пяти дней, пропустив вперед только третью часть «Властелина колец» и оставив позади хит Джорджа Лукаса «Звездные войны: Эпизод I».
В чем обвиняли Гибсона?
— В антисемитизме.
Обвинения, как выяснилось, исходили от представителей еврейских общин, еще не видевших самого фильма. Гибсон заверил общественность, что относится к евреям хорошо (иначе как вообще можно работать в Голливуде?), и внес в финальную версию ленты дополнительные поправки, чтобы никого не обидеть.
— В антикатолицизме.
Дескать, Гибсон использовал в сценарии не только канонический текст Евангелия, но и римско-католическую мистику XVIII века. Гибсон отверг и это обвинение. Папа Римский, посмотрев фильм, произнес: «Все так и было!» И даже деятели Южной Баптистской церкви, осуждающие все, что производится в Голливуде, и тем более фильмы с насилием и жестокостью, призвали свою паству обязательно посмотреть фильм.
Кто сыграл в фильме
Гибсон отказался занять в картине голливудских звезд.
На роль Иисуса он утвердил актера Джеймса Кэвизела. Как и Гибсон, он убежденный католик. Благодаря своей демонической внешности часто снимался в приключенческих и криминальных фильмах — американской версии «Графа Монте-Кристо», где сыграл Эдмона Дантеса, «Тонкая красная линия», «Глаза ангела». Итальянская секс-бомба Моника Беллуччи («Малена», «Матрица-2», «Необратимость») сыграла Марию Магдалину.
Румынке Майе Моргенштерн досталась роль девы Марии, болгарин Христо Живков (снявшийся в «Военном деле» у Эрманно Ольми) сыграл евангелиста Иоанна.
А дочери знаменитого актера и певца Адриано Челентано, Розалинде, часто появляющейся на публике с бритой головой, Гибсон предложил роль… Сатаны.
КСТАТИ
Фильмы, интерпретирующие жизнь Христа, вызывают бурную реакцию в обществе. Но только в том случае, если в них сильна авторская трактовка библейских событий. Еще на памяти скандал в связи с картиной Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Неодобрительно отнеслась к фильму и православная церковь. В одной из самых католических стран мира, Ирландии, цензура выдала разрешительное удостоверение на показ фильма Скорсезе с условием, что опоздавших в зал пускать не будут, поскольку все должны прочитать титры о том, что «Последнее искушение Христа» — экранизация литературного произведения, а никак не Библии.