Новые Известия | Михаил Поздняев | 03.03.2004 |
Идея Илии II не может не привлечь интереса и со стороны государственных мужей. Вопрос в том, возможно ли подобное чисто практически. Статистики нам говорят: сегодня священник стоит по степени доверия общества на первом месте. Причем не только в России, но и в государствах СНГ. Так в какую прореху вытекает это доверие в критической для общества ситуации? Его место в умах, увы, заполняют первобытные страх и ярость.
Алексий II, открывая форум, призвал зарубежные страны использовать опыт сотрудничества представителей разных религий, накопленный в государствах СНГ. По словам патриарха, призывы к миру и согласию со стороны религиозных деятелей «помогли избежать многих распрей, не допустить превращения межнациональных конфликтов в межрелигиозные и положить предел экспансии разрушительных псевдорелигиозных течений».
Со второй частью утверждения не поспоришь. Под знаменем борьбы с «тоталитарными сектами» патриархия гонит со своей «канонической территории» и кришнаитов, и мормонов, а теперь уже и католиков. Показывая тем самым пример коллегам из ближнего зарубежья. Не все, но многие примеру следуют.
Что же касается миротворческих инициатив — придется напрячь память. Не слишком сильно, благо речь идет об истории новейшей. Первая в годы распада империи попытка воззвать к совести взявшихся за оружие была предпринята главами «титульных» конфессий Армении и Азербайджана при посредничестве Московской патриархии в 1988 г. Правительство Нагорно-Карабахской автономии приняло тогда решение о выходе из состава Азербайджана и присоединении к Армении. Стремление восстановить историческую справедливость аукнулось изгнанием азербайджанцев из карабахских сел и погромами в армянских кварталах Баку. Покойный католикос всех армян Вазген I и ныне здравствующий председатель Духовного управления мусульман Кавказа шейх Аллахшукюр Паша-Заде выступили с осуждением кровопролития, но при этом каждый вполголоса — для своих — прибавил: «А Карабах наш». И сказанное вполголоса было расслышано лучше всего. В результате боевые действия в Карабахе растянулись на долгие годы. И самое большее, на что способны шейх и теперешний католикос, — содействовать обмену пленными.
Благочестивость намерений Илии II не подлежит сомнению. Но и ему, смело вышедшему на центральную площадь Тбилиси в трагическую «ночь саперных лопаток», не удалось впоследствии проповедями погасить грузино-абхазскую войну. Да и патриарх Алексий II лишь вызвал в печати жесткую критику призывами сесть за стол переговоров людей, несущих ответственность за трагедию Чечни. Этой патриаршей «миротворческой миссии», повлекшей за собой только новые жертвы (в том числе среди добрых пастырей), предшествовал провал инициативы РПЦ осенью 93-го. Святейшему не удалось тогда помирить не то что грузин с абхазами или армян с азербайджанцами — «своих в доску» Ельцина с Руцким…
Увы, в религиозно-общественной жизни бывших республик СССР вирус тоталитаризма будет ощутим долгие десятилетия. По одной простой причине: как бы ни величественны казались мечети и храмы, а в глазах обывателей дворцы правительств премного выше. Не говоря уж о том, что даже один АКМ способен заглушить самую горячую молитву.