Православная газета г. Екатеринбург | Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь) | 27.02.2004 |
У благочестивых предков наших принято было считать: как провел ты Великий пост, как утвердился в Вере и благочестии, как встретил Господа Воскресшего в дни Пасхи Христовой, так и пройдут и все последующие дни года. Потому они с ревностью по Боге ожидали этих дней, заранее приуготовлялись к ним.
К сожалению, трагические события ХХ века, гонения на Православную Церковь, разрушение национальных традиций привели к тому, что многие, кто приступает — или хотел бы приступить — к трудам Великого Поста, не знают, как это сделать. Первый вопрос, который задают: какая пища допустима в эти дни? Согласно церковному уставу — Типикону, Великим постом вкушение пищи с елеем, то есть с растительным маслом, а также малое употребление вина для поддержания сил разрешается только в субботу и воскресенье. На протяжении недели пища готовится без применения масла, в основном варенная. В среду и пятницу — используются продукты, которые можно есть без термической обработки — хлеб, фрукты, соления. Полностью исключается пища животного происхождения, скоромная (от древнерусского слова «скором» означающего жир, масло): мясо, м0локо, масло, яйца, рыба, продукты с их использованием. Только в день праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) — в этом году 4 апреля — на трапезе разрешена рыба.
Многие скажут, что такой пост трудно перенести. Но наши благочестивые предки — не только монашествующие, но и миряне — столетиями держали так Великий пост и построили могучую державу с развитой промышленностью, экономикой, наукой. «Хлеб да вода никому не сделали вреда» — говорил святой преподобный Серафим Саровский, который строго постился и одновременно и землю копал, и деревья рубил для нужд монастырских.
Так что прежде чем спешить испрашивать у священника послабления в посте, надо постараться содержать его в полной мере. Если же почувствуете слишком сильный упадок сил или ослабление здоровья, посоветуйтесь с духовником. Некоторым послаблением может быть использование растительного масла в будние дни, кроме среды и пятницы. Безусловно необходимо воздерживаться от пищи с маслом во время Страстной седмицы. В этом году исключение составляет только Великая Среда, 7 апреля, когда празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы.
Но даже в такой ситуации хлеб, овощи, крупы, фрукты и другие постные продукты надо употреблять в умеренном количестве, чтобы смиряя плоть и ум, не отвлекаться на суетные, житейские обстоятельства.
Об этом многие из вас, братья и сестры, подобно древним иудеями, могут сказать: «жестоко слово сие и кто может его послушати?» (Ин.6, 60). Но Господь и Спаситель наш Иисус Христос утешает и ободряет нас: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.» (Ин.6, 47−50). Пост телесный важен ибо очищает духовную сущность человека, способствует живому восприятию мира духовного. Но ограничиваться только им не следует. И здесь нам надо обратиться к духовному содержанию недель Великого Поста. К сожалению, многие наши современники знают об этом еще меньше, чем об ограничениях в питании. Потому, когда эти братья и сестры наши делают попытку поститься, они часто не могут в полной мере осуществить свое доброе намерение. Ибо надо не только ограничивать себя в пище, но — на этой основе — и трудиться над очищением души своей, над преодолением греховных наклонностей и немощей.
Православная Церковь, как чадолюбивая мать, предлагает нам верные средства к стяжанию Духа Божия, духа покаяния, духа милосердия. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста за вечерним Богослужением мы читаем Великий Покаянный Канон святого преподобного Андрея Критского. Это особый канон, замечательный по духовной глубине своей, как нельзя лучше располагающий нас к покаянию. Слова этого канона прекрасно умягчают ожесточенное грехами наше сердце. Мудро поступили те, кто, отложив все житейские заботы, поспешили в храмы Божии, чтобы помолиться словами покаянного канона и прийти в состояние умиления, смирения и осознания своей греховности. Это будет для них добрым началом Великого поста, началом подвига поста и молитвы. И дальнейший пост будет более легким, благодатным и радостным.
Значение Великого Покаянного Канона для духовного укрепление нашего так велико, что в конце Великого поста установлено еще одно Богослужение, когда этот канон вновь прочитываются все четыре части канона и житие преподобной Марии Египетской, которая в течении 47 лет в одиночестве в пустыне молилась об искуплении грехов своей юности и достигла не только прощения Божия, но и великих даров благодати. Эта служба называется Стояние Марии Египетской. В этом году она будет совершаться вечером 24 марта. Всякий христианин стремится побывать на этом умилительном Богослужении и получить радость и утешение от соборной теплой молитвы.
Однако, не меньшее чем первые дни Великого поста значение имеет для нас и первый воскресный день, когда вся полнота нашей Матери-Церкви празднует Торжество Православия. На вечернем Богослужении 29 февраля будет совершаться торжественный молебен о укреплении Церкви Православной, произносится анафема (отлучение от Церкви) еретикам и врагам Веры Православной, звучит славословие подвижникам благочестия и многолетие Святейшим Патриархам православным, архипастырям, причту и всем православным христианам. В одном Богослужении собрано все, что составляет суть Святого Православия, что Церковь признает несовместимым со званием христианина и в чем она нас призывает черпать силы духовные для устроения своей жизни по заповедям Господним. Потому призываю всех вас — и тех, кто уже обрел Веру отеческую, и тех, кто пока пребывает за церковной оградой — не упускать благой возможности помолиться за этим Богослужением.
Кроме того, за вечерним Богослужением в воскресные дни Великого поста совершается чтение Акафиста Страстям Христовым. Это трогательное и умилительное песнопение как нельзя лучше раскрывает перед нами значение искупительной жертвы Спасителя нашего за каждого из нас и тем сам настраивает нас на усердие в трудах Великого поста. В преддверии новой трудовой недели, когда можем мы столкнуться с многим проблемами и искушениями, душеполезно почерпнуть, участвуя в этом торжественном Богослужении, благодати Божией укрепляющей и врачующей нас.
Особо значима для нас и седмица Крестопоклонная Великого поста. На вечернем Богослужении в субботу 13 марта во всех храмах выносится из алтаря Крест Христов и с этого часа до утрени следующей субботы совершается поклонение ему. Это делается для того, чтобы напоминанием о страданиях Господа нашего воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвигов поста. Мы знаем, что Крест Христов есть знамение будущего бессмертия нашего, знамение мудрости духовной, православной, крестной и сильной, оружие крепкое против всех сил зла, против всех противящихся Церкви. Им ограждаем мы себя, Им побеждаем, в Нем черпаем надежду в трудностях и скорбях. Потому в эти дни надо обязательно прийти нам в эти дни в храм Божий, поклониться Кресту Господню.
Наконец, на вечернем Богослужении 26 марта поется трогательный Акафист Владычице нашей Небесной Пресвятой Богородице. Это песнопение было сложено после спасения Богородицей Константинополя от нашествия аваров и персов в 629 году. Тогда чудесное избавление, совершенное милосердием и силою Царицы Небесной, побудило народ воспеть Ей благодарственный гимн, бодрственно стоя в храмах целую ночь. Потому и нам необходимо в этот день возблагодарить Пресвятую Богородицу за ее неисчислимые милости нам, чадам Ее.
Но как сохранить в себе этот добрый покаянный настрой, это состояние умиления, это прозрение к осознанию своих грехов и недостатков? Ведь всякий больной после открытия немощей своих нуждается в лекарстве исцеляющем и укрепляющем. Для души православного человека такими лекарствами является участие в Таинствах церковных — Покаяния (исповеди своих грехов) и Причащения Животворящих Тайн Господних. В этих Таинствах мы очищаемся от наших грехов и затем соединяемся со Спасителем нашим «во оставление грехов и в жизнь вечную».
«Без причастия Святых Тайн мы были бы мертвыми духовно, были бы ходячими статуями, хотя по телу живыми», — говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. — «Поэтому каждому крайне необходимо в известное время причащаться Святых Тайн с покаянием в грехах, с верою, усердием, горячей благодарностью Богу, непрестанно благодеющему нам. Скажите, что еще более может быть даровано нам?»
Чтобы разорвать цепи своих скорбей, каждый из нас должен сделать шаг к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Ибо к каждому из нас обращены слова евангельские: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день: ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.» Потому каждый крещенный в Святом Православии да предпримет этим Великим Постом посильный труд духовный: с искренним покаянным чувством исповедуется и причастится Святых Христовых Тайн за Божественной Литургией и по мере сил подвигнет к этому и сродников, и ближних своих.
В дни Великого Поста утром в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, а в субботу и Воскресение — Литургии святителя Иоанна Златоустого и святителя Василия Великого. Взрослому человеку можно причащаться в любой из этих дней, а детей-младенцев в возрасте до четырех лет можно причастить только в субботу и Воскресение. Причащать детей и внуков наших Великим постом особенно важно, ведь чем раньше ребенок начинает считать храм Божий своим родным домом, тем здоровее будет он телом и душою, тем больше надежды, что наставленный Матерью-Церковью он избежит напастей и губительных соблазнов, которыми переполнена сегодняшняя жизнь наша.
В канун Причащения надо обязательно исповедаться и получить разрешительную молитву от священника. Надо молиться за вечерним Богослужением в храме и дома прочитать, кроме молитв на сон грядущий, каноны — Покаянный Спасителю, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю. Читается так же канон ко Святому Причащению. После полуночи на разрешается есть и пить, ибо по уставам церковным надо приступать к Таинству натощак, после совершенного поста. Утром в день Причащения прочитываются утренние молитвы и молитвы ко Причащению, кроме канона, прочитанного накануне. Все эти каноны и молитвословия есть в молитвеннике, который каждый православный человек должен иметь.
В покаянные дни Великого Поста усиливается всякая молитва, и потому в особые дни — Родительские субботы, в этом году — 6, 13, 20 марта — Церковь возносит особую молитву об усопших. В эти дни — а лучше и на вечерние Богослужения им предшествующие — должен обязательно прийти в храм Божий всякий верующий, чтобы принять участие в общей церковной молитве о всех отшедших в иной мир, заказать поминовение своих усопших сродников, возжечь свечи в оставление грехов почивших. Будем помнить, что земная жизнь наша неизбежно закончится и может быть очень скоро. Тогда так же как ныне наши усопшие, и мы будем нуждаться в такой же молитве. Потому так правильно и хорошо в эти дни приходить в храм семьями, с детьми и внуками, с самых малых лет приучая чад своих к посильному молитвенному труду.
Вот какое множество прекрасных благодатных возможностей духовного очищения основу, для преодоления искушений и испытаний нашей повседневной жизни открывает нам Великий Пост. Если мы воспользуемся ими, если захотим очиститься и перемениться, то мы сможем достойно подойти к предстоящим дням Страстной седмицы. Эти дни неслучайно носят наименование Великих. Этим Мать-Церковь подчеркивает их значение для врачевания душ наших. И горе нам если, увязнув в житейских заботах мы не сможем даже в эту Страстную Седмицу вырваться из погибельной повседневной суеты.
К сожалению, далеко не все наши братья и сестры ясно представляют себе события Страстной Седмицы, особенности церковных Богослужений в эти дни. Например, в Великий Понедельник, в Великий Вторник, в Великую Среду совершаются в храмах Литургии Преждеосвященных Даров, читаются Евангельские повествования о последней проповеди Господней в Иерусалиме. Всем нам еще дано время для покаяния, для укрепления в Вере отеческой причастием Святых Христовых Тайн.
В Великую Среду, 7 апреля, за вечерним Богослужением в этот день, совершается Таинство Елеосвящения или Соборования. Обычно это Таинство совершается над тяжелобольными, но для остальных православных христиан один раз в году вменяется в обязанность так же приступить к этому Таинству как к особой, усиленной молитве Церкви об исцелении духовном и телесном рабов Божиих. Приступая к этому Таинству, священники сначала производят освящение елея (масла, смешанного с вином), а затем семь раз крестообразно помазывают им больного. Мы знаем, что Господь часто посылает в этом Таинстве исцеление телесное, и тому есть множество примеров. Но не менее важно, что благодаря этой соборной молитве и Таинству Елеосвящения болящему прощаются грехи, в том числе и неосознанные им или забытые при исповеди. Поэтому наша Мать-Церковь никак не рекомендует прибегать к этому спасительному Таинству без крайней необходимости, в особенности людям здоровым, которым следует упорно вести борьбу со грехом, готовиться к исповеди со всей тщательностью, с раскаянием и с желанием изменить свою жизнь. Только вечер Великой Среды, как уже сказано выше, по традиции нашей Русской Православной Церкви — это единственный день в году, когда всякий православный человек может и должен прибегнуть к величайшему Таинству Елеосвящения. Но и в этом случае необходимо заранее исповедоваться, облегчить гнет грехов, прежде чем просить у Бога исцеления духовного и телесного. Благочестивые люди при этом, приняв спасительное Таинство Соборования, стремятся на другой день с чистым сердцем и упованием на Господа причаститься Святых Христовых Тайн.
В Великий Четверток, ныне — 8 апреля, совершается Божественная Литургия святителя Василия Великого. Само великое Таинство это утверждено Спасителем нашим во время Тайной вечере Его с Апостолами, именно в день Великого Четверга. Поэтому так важна для нас Божественная Литургия, совершаемая в Великий Четверг. В этот день к Спасительной Чаше Христовой обычно стремятся приступить все, кто глубоко понимает великий день установления Господом Таинства Святого Причащения. Но особенно важно исповедоваться и причаститься в этот день для тех, кто еще не сделал этого в предыдущие дни Великого поста.
В этот же день, 8 апреля, за вечерним Богослужением совершается Последование Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Одно за другим прочитываются так называемые «12 Страстных Евангелий», то есть 12 отрывков из Евангелий о вольных страданиях Спасителя нашего. С горящими свечами в руках слушают собравшиеся в храме Божием о Тайной Вечере, о предательстве Иуды, о муках Спасителя и о самой Крестной смерти Его за всех нас. Есть благочестивый обычай приносить эти свечи горящими в православные дома, чтобы нанести знамения Креста на окна и двери и тем оградить врагу рода человеческого вход в жилища наши. Потом остаток свечи хранят за святыми иконами, чтобы в час смертный, который может прийти нежданно, как вор ночной, отойти к Господу, имея в руках такую свечу, зажженную нами в час Страстей Господних в знак причастности к Царству Его.
В Великую Пятницу, 9 апреля, в память спасительных Страстей Господних установлен строгий пост. Во второй половине дня — в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе г. Екатеринбурга это будет в 14 часов — из алтаря выносится Святая Плащаница. Всякий православный человек обязан прийти и припасть к этой великой святыне с благоговейным целованием. Обязательно надо прийти к Святой Плащанице всей семьей, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне. В Великую Пятницу вечером — в Свято-Троицком Кафедральном соборе г. Екатеринбурга это будет в 17 часов — совершается умилительный и трогательный чин погребения Святой Плащаницы, в конце которого духовенство и миряне с Крестным ходом обносят Святую Плащаницу вокруг храма.
Тот, кто не сможет приступить к Святой Плащанице в Великий Пяток, пусть поспешит со всей семьей в храм утром в Великую Субботу 10 апреля. Богослужения этого дня отличается особой торжественностью, а то, что они выпадают на нерабочий день позволяет любому человеку прийти по утру в храм Божий на соборную молитву. Совершаемая в этот день Литургия святителя Василия Великого начинается великой вечерней, совершается чтение 15 паремий — избранных чтений из Ветхого и Нового завета, содержащих пророчества о предстоящем празднике Пасхи Христовой — с пением припевов. После чтения Апостольского послания Святой престол переоблачают из черных великопостных покровов в светлые праздничные. Меняют свои облачения на светлые и священнослужители.
В этот день освящают куличи, пасхи, сыр, яйца, мясные продукты для того, чтобы потом ранним утром Святой Пасхи после Божественной Литургии каждый член семьи мог разговеться, отметить начало праздничной Пасхальной Светлой Седмицы. Нынче во всех храмах такое освящение будет проходить в Преблагословенную Субботу с 8 до 23 часов, пока не придет всем нам время встать на Пасхальную молитву в полночь на 11 апреля.
Дорогие братья и сестры! В недавнем прошлом только немногим из нас выпало счастье вырасти в глубоко верующей семье, с самых ранних лет узнать сладость молитвы, радость пребывания в храме Божиим. Многие наши соотечественники ныне трудно и медленно приходят к обретению Веры отеческой, к обретению сокровищ Святого Православия. Потому так созвучны нашим чувствам слова священномученика Илариона, архиепископа Верейского: «Посмотрите, как бьется несчастная птица, когда она летит при сильном ветре! Как неровен ее полет! То она взлетает вверх, то опрокидывает ее вниз, то подвинется она немного вперед, то снова относит ее далеко назад. Так носится и человек ветрами лжеучений. Но как птица успокаивается в гнезде в густых ветвях дерева и мирно смотрит из своего убежища на несущуюся мимо бурю, так и человек обретает мир, когда прибегает к Церкви. Из своего тихого пристанища смотрит он на свирепую бурю «около церковных стен», скорбит о несчастных людях, которые застигнуты этой бурей вне Церкви и медлят укрыться под ее благодатным кровом, и молится ко Господу: «Соедини их святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви, да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога».
Именно проходящие дни Великого поста и предстоящей затем Страстной седмицы дают нам благодатную возможность укорениться и успокоиться в лоне Матери-Церкви от страшных окружающих бурь века сего. Не будем же упускать этой милости Божией, данной нам Воскресшим Спасителем нашим. Господь Преблагой, хотящий всем нам спастись и в разум истины прийти, Господь Милостивый, укрепляющий и поддерживающий немощных, да наставит всех нас на путь Свой, да сопутствует всем нам сила Его в трудах спасительного Великого Поста.
С Божиим благословением на труды Великого поста.