Русская линия
Радонеж26.02.2004 

О проекте построения гражданского общества в отдельно взятом слоновнике

Начался Великий Пост — время покаянного «изменения ума» не только для каждого человека, но и для всего сообщества человеков. Нам это особенно необходимо: подготовительные недели к Посту были отмечены ужасным терактом в московском метро, а в девятый день после этой трагедии, когда Церковь возносила молитвы и о погибших от рук террористов, и о всех усопших — ибо в этот день была Вселенская родительская суббота — в этот день молитвы, по наущению сально ухмыляющихся СМИ устроили праздник «в честь» флирта и блуда. И произошла новая трагедия — в аквапарке, построенном, как сообщают, согласно постановлению московского правительства за N666, обвалилась крыша, и бесчинный праздник обратился в плач по новым десяткам жертв. Так что изменение ума российскому обществу явно необходимо. Может быть, хотя бы этим постом мы немного одумаемся?

И ведь нельзя сказать, что нас к этому не призывают. Власть, которую аналитики, порой и заслуженно, упрекают в «беспроектности», даже собирается поститься — в кремлевских столовых вводят постное меню, и, как сообщают в новостях, более четверти кремлевских тружеников намерены им воспользоваться (чем, кстати, не «проект»? Намерение поститься — проект в нынешнем мире более чем достойный). Церковь, ради того, чтобы напомнить одуревшему от «праздников» обществу о посте, даже и дорогие для себя даты решает отмечать в другое время — в этом году день рождения и день ангела Святейшего Патриарха Алексия II пришлись на первую — одну из самых строгих недель Великого поста, поэтому празднование 75-летия Святейшего решено было перенести на 10 июня и совместить с торжествами по случаю 14-летия патриаршества Предстоятеля Русской Церкви.

А ведь в президентском поздравлении Его Святейшеству не случайно отмечено, что юбилей и день тезоименитства Патриарха — важная для всех нас дата. Президент напоминает: «Годы патриаршества Алексия II — это годы, в течение которых произошли очень важные, определяющие по своим последствиям события в стране. Это был период мучительного поиска нравственных ориентиров. И в том, что и обществу и Церкви тогда удалось избежать раскола, сохранить единство — огромная личная заслуга Патриарха».

Уже и российская власть, почти два десятилетия назад повредившаяся на почве «нового мышления», напоминает стране о нравственных ориентирах, которые дают Церковь и ее Предстоятель. А в ответ СМИ продолжают бормотать о милых сердцу «безыдейности» и «беспроектности» и только и ищут, какой еще хэллоуин предложить отпраздновать. Нравственные ориентиры некоторым определенно поперек горла.

Кстати, в выступлении В. Путина перед доверенными лицами его избирательной кампании, которое можно считать своего рода манифестом прагматизма (а чем прагматизм — не идеология?), отмечалось, что весь «проект» нынешней власти — «конкурентноспособная страна» — немыслим без «подлинно свободных и ответственных средств массовой информации». Чего в настоящий момент никак не наблюдается. Более того, не надеемся наблюдать такую приятную картину и в обозримом будущем — просто потому, что власть явно не имеет определенного представления ни о свободе, ни об ответственности.

Во всяком случае, законодательная власть. Госдума на заседании 20 февраля отклонила в первом чтении поправки к закону «О рекламе», запрещающие показ обнаженного человеческого тела. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что законопроект внесен в целях защиты несовершеннолетних от морального вреда, наносимого показом такого рода рекламы. Но на законопроект было дано отрицательное заключение, в котором говорилось, что «нормы законопроекта носят исключительно оценочный субъективный характер и не могут использоваться в правоприменительной практике». А вице-спикер Совета Федерации Мезенцев, комментируя другой думский законопроект, касающийся деятельности СМИ, сообщил, что «журналисты должны придерживаться в своей работе этических и нравственных норм». И тут же добавил, что «если тот или иной журналист игнорирует эти общепризнанные нормы, то уже никакой закон не может стать для него ограничением». Очень точно сказано — например, по ТВ с утра до вечера уже несколько недель крутят порнорекламу одной из марок пива, эксплуатирующую к тому же тему лесбийской «любви». Потому что такая у нас «практика применения права» — если нормы игнорировать, то и ограничений никаких быть не может. Дуракам ведь закон не писан? Стало быть, дураки — свободны.

Надо заметить, что при таком уровне «правосознания и правоприменения» прагматический проект «конкурентноспособной страны» оказывается очередной утопией. Президент убежден, что «только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина» — прекрасно, но в гражданское общество никакими политтехнологиями не превратить общество игнорирующих закон и мораль и свободных от ответственности за это дураков. Гражданское общество состоит из граждан — свободных и равноправных людей, огражденных законом. В словаре Даля, например, в статье «Гражданин», можно найти много интересного — и о «гражданских доблестях», и о «гражданских обязанностях к ближнему» и т. д. Вот только дураки в этой статье не упомянуты. В нормальном обществе они — за оградой.

Это — в нормальном. У нас время от времени предлагается поступать ровно наоборот. Правозащитное движение отметило начало Великого поста очередным требованием начать переговоры с недобитыми чеченскими террористами и обращением к Патриарху с требованием… непонятно чего. В обращении утверждается, что предстоящий вскорости суд над устроителями публичного кощунства под названием «Осторожно, религия!» «причинит ущерб престижу и авторитету Русской Православной Церкви, а также российского государства», и поэтому Патриарх должен «выразить свое отношение». По мнению цвета российского правозащитничества, «очевидно, что экспонаты выставки не были надругательством над реальными культовыми предметами. Может быть, они были пародией на них. Но, как бы ни относиться к таким пародиям, это никак не может считаться уголовным преступлением!… это нормально. Вряд ли в интересах Церкви создание для себя стерильных (т.е. безжизненных) условий…» и т. д. Во-первых, были и надругательства над иконами — это «реальные культовые предметы». Во-вторых, откуда эта трогательная забота о «здоровом образе жизни» для Церкви? Недавно один бывший коммунистический агитатор объяснял в демжурнальчике, что «Церковь надо тренировать». Теперь вот толкуют, что не должно быть стерильных условий. А что же должно быть?

А вот что. Журнал «exclusiveИЗВЕСТИЯ» (ежемесячное приложение к газете) сетует, что католики три года назад гневались на британского «художника», изобразившего «Деву Марию» с помощью такого материала, как… слоновий навоз. По мнению автора публикации (г-на Гребельникова) гнев был неоправданным, потому что «художник всего лишь обратился к традиционным для африканского искусства материалам». Зато теперь нам готовятся показать «бесспорный музейный хит» (вот и переводите с русскоязычного на русский) — подготовленную Музеем, естественно, Израиля выставку «Фотовоспроизведения Христа». Среди экспонатов — «гламурная» пародия на «Тайную вечерю» (изображены исполнители ролей телесериала «Клан Сопрано»; а почему же не «Секс в большом городе»?), фотоизделия какого-то Мамедова, моделями которому послужили дауны (как же еще-то Христа изобразить?), «гей-икона» св. Себастьяна и пр. «Градус художественной провокации растет», восторгается автор гламурной публикации.

То есть, если поставлена задача приучить Россию жить в слоновьем (или не слоновьем) навозе, то тогда требования правозащитных защитников художественного хулиганья вполне понятны. Но вот гражданского общества тогда не получится — получится только куча этой субстанции. А если власть не намерена ограждать граждан от свинарника, который пытаются устроить во граде персонажи, именующие себя как угодно — «правозащитниками», «тружениками СМИ», «художниками» или «борцами за правое дело бандитской свободы», тогда граждане (пока они еще остались) будут делать это сами. Как недавно в Санкт-Петербурге, где очередной «художник Янушевский» представил свои глумливые «интерактивные иконы». НТВ накануне Прощеного воскресенья целый день взахлеб рассказывало о новом успехе навозного художества, а потом в галерею пришли впечатленные этой информацией добрые люди и полили мерзоту краской. И это очень хорошо, ибо неопровержимо свидетельствует о том, что гражданские доблести и забота о стерильности окружающей среды все еще не чужды нашему обществу.

От редакции.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru