The Washigton Times | Николас Гвоздев | 26.02.2004 |
Она оправданна, или российский президент успешно применяет в жизни то, чему научился на семинарах в КГБ?
Наблюдая за Путиным в церкви, видишь «нормальный, естественный, благоговейный язык тела, свойственный православному», заявил преподобный Леонид Кишковский из экуменического отдела Православной церкви в Америке.
По мнению Кишковского, Путин демонстрирует «глубокое знание» церковной службы и ритуала, в отличие от многих постсоветских лидеров, включая бывшего президента Бориса Ельцина, который, находясь в церкви, часто выглядел растерянным.
Глядя на фотографии напряженных российских политиков, судорожно вцепившихся в свечки во время службы, россияне порой называют их «подсвечниками». Но на религиозных лидеров, встречавшихся с российским президентом, он произвел «впечатление настоящего православного».
Кишковский, недавно вернувшийся из России, рассказал о религиозности Путина на семинаре, прошедшем 10 февраля в Институте Харримана при Университете Колумбии в Нью-Йорке. Как первый открыто верующий глава государства после большевистской революции Путин помогает определить место религии в постсоветском российском обществе.
Современная Россия ведет «культурные войны» собственного образца, отметил Кишковский. За десять лет после гибели СССР религия пережила второе рождение. Сегодня Русская православная церковь, а также мусульманские, еврейские, буддистские и другие христианские общины стремятся играть более активную роль в обществе. Однако вопрос о том, насколько религия уместна в российском обществе и насколько активной и заметной должна быть ее роль, является очень спорным.
Русская православная церковь, крупнейшая религиозная организация в Российской Федерации, захватила лидерство в изобретении для себя новой общественной роли. Церковь ежегодно проводит Всемирный собор русского народа, на котором церковные лидеры, политики и общественные деятели обсуждают настоящее и будущее России. Кишковский, который участвовал в Соборе как представитель Православной церкви в Америке, отметил, что видел там посланцев всего российского политического спектра, от главы компартии Геннадия Зюганова до лидера партии «Яблоко» Григория Явлинского.
Путин пытается удержаться на тонкой грани. Он с удовольствием демонстрирует свое православие, но при этом стремится уверить представителей других конфессий, равно как и неверующих, в том, что он президент всех россиян.
Мне доводилось говорить о попытках Путина изобрести некую «гражданскую религию», основанную на общих ценностях всех традиционных для России вероисповеданий. В своих ежегодных обращениях к христианам, мусульманам, евреям и буддистам по поводу их религиозных праздников Путин обычно отмечает общественную значимость веры, прививающей людям терпимость, милосердие, стремление к миру и патриотизм.
Кишковский отметил, что глава Русской православной церкви, патриарх Алексий II, присутствовал на инаугурации Путина, но не играл никакой роли в общественных церемониях. Однако патриарх отслужил для Путина молебен в одной из церквей Кремля.
Это общественно-личное измерение заметно и в других сферах. Путин и его жена Людмила регулярно бывают на церковных службах, Путин часто посещает церкви и монастыри во время поездок по стране. Российская пресса публикует статьи о том, что Путин и его жена, следуя классической российской традиции, обращаются за советом и наставлением к монахам. Советником президента часто называют архимандрита Сретенского монастыря в Москве Тихона Шевкунова, а жена президента поддерживает давние отношения со своей «духовной матерью» Людмилой из Снетогорского монастыря.
При этом Путин не проявляет никаких признаков религиозного фанатизма или нетерпимости. Состав правительства свидетельствует о том, что при подборе кадров он не руководствуется религиозной принадлежностью сотрудников.
Некоторые критически относятся к тому, что считают проявлением экуменизма со стороны президента: его мнению, что православие является русской версией универсальной морали и духовных ценностей, но другие религии имеют такую же ценность.
После поездки в знаменитый Соловецкий монастырь в августе 2001 года Путин, основываясь на знаменитой проповеди «О законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, относящейся к XI веку, заявил журналистам: «Митрополит Илларион когда-то сказал, что Бог хранит все нации. Если это так, то все нации равны перед Богом».
Путин встречался с другими ведущими религиозными лидерами, включая папу Иоанна Павла II и архиепископа Кентерберийского. Иногда он четко обозначает границу между интересами Русской православной церкви и государства. Журналист «Независимой газеты» Даниил Щипков в июле 2003 года писал, что порой «президент дистанцируется от Церкви, но остается православным».
Отношение Путина к собственной религиозности оказывается привлекательным для широкого слоя населения, который можно назвать «верующими в Путина»: эти люди считают себя православными, имеют представление об учении и обрядах, но комфортно чувствуют себя в светской России.
Их устраивает согласие между церковью и государством, отведение Православной церкви некоторой роли в образовании и социальных структурах, но они не хотели бы, чтобы Православная церковь, как это было до революции, вновь стала государственной. Иными словами, они одобряют то, что столовая в Государственной думе сегодня предлагает постное меню, но не хотят, чтобы оно было обязательным.
В политическом смысле вера Путина неоднозначна. Она способствует ослаблению критики со стороны экстремистов, осуждающих западную «заразу», и помогает православному лидеру осуществлять политические и экономические реформы. Однако она беспокоит тех, кто опасается, что Путин может использовать религию и особенно Православную церковь для поддержки ограничения гражданских и политических свобод.
Но все согласны с тем, что президентство Путина демонстрирует уместность церковного влияния в России в XXI веке.
Inopressa.Ru, 26 февраля 2004 г.