День (Киев) | Клара Гудзик | 25.02.2004 |
Патриарх Варфоломей отказался от встречи с диссидентами, которая должна была состояться в резиденции американского представителя в Гаване, однако петиция правозащитников и родственников пострадавших была ему передана. Не коснулся патриарх проблемы заключенных и во время торжественного обеда, который дал в честь гостя Кастро; в связи с этим прессе было заявлено, что визит патриарха — чисто церковный, а не политический. Напомним, что во время визита на Кубу в 1998 году римский папа Иоанн Павел II добился освобождения 200 заключенных — это был «жест доброй воли» со стороны Кастро. (Reuters)
Синод украинских епископов в Польше
16−17 февраля в Перемышле (Польша) под председательством кардинала Любомира Гузара (УГКЦ) проходило очередное заседание Постоянного Синода епископов УГКЦ Украины, США, Польши, Франции и других стран. Епископы обсуждали ход подготовки к Синоду епископов в октябре 2004 года, который впервые состоится в Киеве.
Украинцы Перемышля, в том числе ученики Украинской школы имени Маркияна Шашкевича, встречали членов Синода хлебом-солью. В митрополичьей консистории состоялось открытие выставки, посвященной отцу Ивану Могильницкому (1778−1831), деятелю украинского возрождения в Галичине, автору школьных учебников, в том числе букваря на украинском языке и др. В начале позапрошлого века о. Иван основал первое в Галичине общество греко-католических священников для распространения просвещения и культуры.
В ходе встречи состоялась презентация издания «Перемишльськ¦ арх¦¤парх¦альн¦ в¦домост¦» и книги «Зах¦дноукра§ нське мистецтво». Глава УГКЦ и члены Постоянного Синода посетили также «Старечий д¦м» недалеко от Перемышля. (Пресс-служба УГКЦ)
Сан или партийность
На этой неделе Синод Румынской православной церкви запретил священникам состоять в политических партиях или принимать участие в деятельности местных органов власти. Тем священникам, которые занимаются политической деятельностью, было дано право в ближайшие дни принять решение — останутся ли они в Церкви или в политике. По мнению Церкви, священник должен выражать свою политическую позицию лишь голосованием, что является его конституционным правом. (РИА Новости / Русская линия)
Армения приняла закон об альтернативной службе
Недавно президент Армении Роберт Кочарян подписал закон об альтернативной службе, ранее одобренный парламентом. Закон предоставляет гражданам Армении право выбирать между военной и альтернативной службой в том случае, если военная служба находится в противоречии с моральными или религиозными принципами человека. В Армении обычная военная служба длится 24 месяца, альтернативная военная служба — 36 месяцев, а гражданская альтернативная служба — 42 месяца. Закон, который вступает в силу с 1 июля 2004 года, был принят Арменией в связи с обязательствами, взятыми страной при вступлении в Совет Европы в 2001 году. (Interfax)
Пятидесятники обращаются к христианской символике
Христиане-пятидесятники Дании, которые традиционно отказываются от почти всех символов церковной жизни, таких как алтари, кресты или свечи, считающиеся католическими, сегодня проявляют новый интерес к этим традиционным знакам христианства. Пастор самой большой в Копенгагене церкви пятидесятников Рене Оттесен сказал журналистам: «Мы потеряли символы, следовательно, мы потеряли опору для поддержания веры». В феврале в церкви Рене Оттесена будет освящена особая комната для молитвы и медитации (святилище). В ней уже установлены крест, иконы, свечи и другие древние христианские атрибуты. Ведь символы, говорит достопочтенный Рене Оттесен «дают человеку физическое, ощутимое измерение нашей веры». Если подобные изменения начнут делать в своих храмах и другие протестантские церкви, то дело экуменизма существенно продвинется — внешнее подобие очень много значит для человека. (ENI)
Кардинал Каспер встретился с патриархом Алексием II в Москве, что произошло 22 февраля. Однако, кроме самого факта этой ожидаемой многими встречи, каких-либо существенных положительных изменений в отношениях между Католической и Русской православной церквями в результате встречи не произошло. Что, впрочем, и ожидалось. Ведь проект Ватикана относительно греко- католического патриархата в Украине оказался настолько неприемлем для РПЦ, что патриарх Алексий II обратился за помощью к предстоятелям поместных православных церквей мира и попросил их прислать свои отзывы о планах Римского престола. В очень схожих заключениях 14-ти православных церквей действия Ватикана характеризуются как «насильственные и антиисторические нападки на патриаршую систему Православной церкви».
В ходе встречи обсуждалась необходимость следовать документу католической комиссии «Pro Russia», в соответствии с которым все миссионерские инициативы Католической Церкви на территории Московского Патриархата (в том числе в Украине) должны согласовываться с местными православными епископами. Вновь было упомянуто, что в Западной Украине общины канонической Православной Церкви не могут даже получить землю для строительства храма, хотя это не имеет никакого отношения к Ватикану.
Некоторые аналитики считают, что на скромные результаты визита кардинала Каспера в Москву повлияло интервью, которое дал корреспонденту Католического национального агенства вице-ректор Папского института восточных исследований архимандрит Тафт, наделавшее много шума в церковном мире. В Москве это интервью считают провокационным. Тафт действительно позволил себе открыто высказать свое мнение. Среди его высказываний были, например, такие: «Многое из того, что предпринимают иерархи РПЦ, — следствие их лунатического блуждания в реальностях», «православные вообще не в состоянии воспринимать реальность», «они не понимают уроков истории». Он даже позволил себе сказать предельно откровенно: «Да ну ее, эту Москву!» Думается, однако, что Тафт тут ни при чем. Более вероятно то, что Московская патриархия не свободна в своих действиях и находится под прессом российских православных фундаменталистов (монахи, православные братства), для которых всякое общение с еретиками-католиками — смертный грех. По-видимому, время компромиссов еще не наступило.
О действительных результатах встречи можно только предполагать. Возможно, что ради экуменической идеи и того, чтобы сохранить хотя бы видимость нормальных отношений с Моской, Ватикан действительно наложит вето на историческое стремление украинских греко-католиков стать поместной церковью. (Страна.ru)
Страсти вокруг «Страстей Христа»
В мире продолжается обсуждение нового фильма Мела Гибсона «Страсти Христа» (еще не вышедшего в прокат), в котором во всех ужасных и натуралистических подробностях описываются последние 12 часов жизни Христа. По мнению некоторых критиков, этот фильм может, вольно или невольно, содействовать разжиганию антисемитизма, возвращая зрителей к средневековой ненависти к евреям. Известный еврейский лидер Авраам Фоксман в интервью журналисту Reuters сказал, что фильм последовательно изображает евреев как кровожадных и мстительных людей и потому его прокат противоречит принципам межрелигиозного примирения, провозглашенного Ватиканом. «Мел Гибсон имеет право снимать фильм так, как хочет, но он не должен подавать его, как евангельскую истину. За интерпретацию Библии должна нести ответственность церковь (католическая)».
Фоксман встретился с несколькими ватиканскими официальными лицами и потребовал от них, чтобы католическое духовенство разъясняло верующим разницу между фильмом и Библией, напоминало, что «Страсти Христа» — произведение искусства одного человека, а не пересказ истин Евангелия. Много других еврейских деятелей также считают, что фильм может приостановить начавшийся иудейско-католический диалог. Между тем 25 февраля начнется показ фильма в США. (Reuters, ANI)