Национальная Информационная Группа | В. Покровский | 24.02.2004 |
В разговоре с одним из своих тайных учеников Никодимом Спаситель определяет смысл и цель подлинной духовной жизни, как «второе рождение». Никодим попробовал представить, как он, солидный мужчина с окладистой бородой, сможет поместиться в материнской утробе… И не смог. Спаситель, конечно же, имел в виду другое.
Обыкновенный (или, как его называет апостол Павел, — «ветхий») человек со всеми его привычками и предрассудками — это то, с чем, по мысли Христа, необходимо расстаться. «Ветхие мехи», содержащие прокисшее вино Ветхого же Завета, не подлежат починке — их место на свалке. Новый человек не может возникнуть в человеке Ветхом эволюционно. В 12 главе Евангелия от Иоанна читаем: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем (то есть ненавидящий себя в нынешнем, ветхом качестве) сохранит ее в жизнь вечную"… Светлое Христово Воскресенье, Пасха — есть рождение нового человека. Предшествующие этому событию сорок дней — посвящены, таким образом, умерщвлению человека ветхого.
В древности крестили преимущественно на Пасху. За время Великого Поста оглашенный (готовящийся к крещению человек) должен был навсегда расстаться с собою прежним, в каком-то смысле добровольно себя умертвить. Из крещенской купели должен был выйти истинный воин войска Христова, новый человек, святой (в древности слова: «христианин» и «святой» были синонимами). Поэтому крестились, преимущественно, зрелые люди, сознающие величие и беспрецедентность совершаемого над ними Таинства. Люди, готовые «недрогнувшей рукой» совершить «самоубийство» ради жизни вечной…
То, что современные христиане (то есть, мы с вами) бесконечно далеки от стандартов, принятых христианами древности, — можно заметить «невооруженным глазом». Для крещаемого это Таинство давно перестало быть подлинным рождением в новую жизнь, да и совершается оно когда угодно, только не на Пасху… Таким образом, Великий пост для нас — это еще один шанс пережить то, что не было нами пережито при крещении, шанс «убить» себя ветхого, чтобы заново родиться на Пасху.
В полной мере использовать этот шанс для современного человека почти невозможно — ветхий человек живуч. Проходит год — и следующий Великий Пост великодушно предоставляет нам очередную бесценную возможность «духовного суицида». И так всю жизнь…
Однако и великопостная традиция пищевого воздержания тоже имеет глубокий смысл. Священное Писание содержит массу примеров: Моисей, Илья, Иоанн Предтеча. Самый для нас важный пример, конечно, сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Сорок (а без воскресений — 36) дней — это примерно десятая часть года. Таким образом, сорокадневный пост оказывается своеобразной церковной десятиной — «долей Бога» в нашем календарном году…
Вообще, в пищевом воздержании, как таковом, нет ничего специфически христианского. Все религиозные традиции используют пост как «инструмент» самосовершенствования. Однако подлинная христианская традиция видит в пищевом самоограничении нечто большее. Поэтому, несмотря на внешнее сходство, христианский пост принципиально отличается от поста мусульманина или буддиста…
Адам вкусил запретный плод (нарушил пост, наложенный на него Богом) в результате чего род человеческий оказался вне пределов Эдема. Возникает вопрос: а зачем, собственно, Бог этот пост на Адама наложил? Ни одна традиция, кроме полноценной христианской, не даст на этот вопрос удовлетворительного ответа. Лишь христианин, знающий, что одним из существенных качеств Бога является стремление к самоумалению (по-гречески «кеносис»), может понять, в чем тут дело.
Человек был сотворен по образу и подобию Божьему. Величие и всемогущество Божие отразилось в превосходстве Богоподобного первочеловека над всем сотворенным миром. Именно тогда, а не сейчас человек был царем природы, сейчас он — скорее ее мучитель… Заповедь о плоде Древа познания была попыткой поднять человека на следующую ступень Богоподобия. Человек должен был, подобно Богу, поступиться какой-то частью своего могущества. Для начала хотя бы не есть что-то такое, что хочется съесть… Адаму это оказалось не под силу.
Таким образом, пост — кроме всего прочего, «переэкзаменовка». Раз в году потомки Адама получают возможность пересдать проваленный Адамом «экзамен на Богоподобие». Причем, самое трудно в этом экзамене не само воздержание от некоторых видов пищи, а необходимость делать это тихо, незаметно, не ставя себе пост в заслугу. Если это условие не соблюдается, лучше не поститься вовсе.
22 февраля 2004 г.