Эстония | Виктория Юрманн | 20.02.2004 |
«Круглый стол» на тему введения в школах религиозного воспитания, куда входят представители всех церквей — членов Совета Церквей Эстонии, богословских учебных заведений, а также некоторых государственных учреждений и общественных организаций, проводится с 2002 года. На очередном заседании в Пярну говорили о единой программе религиоведения и подготовке преподавателей.
— Все обсуждения на «круглом столе» были конструктивными, — сказал «Эстонии» заведующий отделом религиозного образования и катехизации ЭПЦ МП священник Игорь Прекуп.
Майе Китсинг, и.о. завотделом общего образования Министерства образования и науки, сказала «Эстонии», что религиозное воспитание относится к числу свободно выбираемых школой предметов.
— У министерства нет каких-либо планов менять существующее положение, — сказала г-жа Китсинг.
Подчеркнуто нейтральная позиция министерства объясняется резко негативной реакцией большой части общества на попытку введения религиозного воспитания в школах. Неприятие, по мнению о. Игоря, объясняется непониманием сути предложения и влиянием стереотипов советского сознания.
— Мы за возможность свободного и сознательного выбора, — говорит священник. — Религиоведение, как предмет, обязательно для школы, но не для ученика.
По закону, религиоведение не должно иметь конфессиональную направленность, то есть приобщать к определенной религиозной традиции. Религиоведение — это изучение феномена религии, отдельных религиозных течений с точки зрения их культурно-исторических, мировоззренческих позиций. Это изучение, а не обучение религии.
— Это возможность приобщиться к системообразующему пласту европейской культуры, — поясняет о. Игорь. — Общество может не быть религиозным, но пока присутствует такой компонент, как религия, существует культура во всем своем многообразии. В противном случае культура вырождается, поскольку исчезает ее традиционная нравственная основа, некий стержень.
Для учеников, которые не хотят изучать религиоведение по принципиальным соображениям, в школах, по примеру других стран, может быть введен альтернативный предмет — этика.
Еще более проблемный вопрос — кто будет преподавать религиоведение и готовить преподавателей.
— Бывшие преподаватели научного атеизма с его бредовыми идеями явно не подходят — это в большинстве своем люди, которые что бы ни преподавали, всегда будут проповедовать атеистическую идеологию, — говорит о. Игорь Прекуп. — Ведь немыслимо, чтобы музыку преподавал человек без слуха и убежденный во вредности музыки для развития общества, или чтобы историю искусств, эстетику и пр. преподавал бы человек, равнодушный к достоянию человеческой культуры. Так и в этой области преподавать должны те, кому религия дорога, кто ее любит и понимает.
По мнению о. Игоря, преподавание должно идти все же в русле какой-либо определенной христианской традиции при четком регулировании правил преподавания со стороны такого межконфессионального совещательного органа, как Совет Церквей Эстонии.
— Лучше знать, каких религиозных взглядов придерживается преподаватель, чем принять показной нейтралитет научного атеизма, — говорит священник. — И, конечно, преподаватель не должен в рамках урока агитировать в пользу определенной конфессии.
В отсутствие государственного заказа, подготовкой преподавателей занимаются только протестантские богословские учебные заведения. Поэтому отдельная проблема — подготовка преподавателей религиоведения для русских школ с учетом принципа культуросообразности.
По словам о. Игоря, основной упор надо делать на мирян — им необходимо получить соответствующее богословское и педагогическое образование. Вопрос лишь где? В настоящее время религиоведение преподается в 37 школах страны.
Был разговор о введении религиоведения в школах уже с 2004 года. За этим не стояло никакого официального решения. Теперь, по словам о. Игоря, это прогнозируется на 2007 год.
19 февраля 2004 г.