Русская линия
Единое Отечество, Одесса Александр Дмитров12.02.2004 

Социальное государство и духовная культура

Десять лет в Россиской Федерации официально продолжается строительство нового общества.

В статье 7 Конституции РФ записано «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Прошло две пятилетки. Раньше за это время строились промышленные гиганты. Сейчас наоборот, гигантскими темпами идет разрушение не только народного достояния, но и народного сознания.

Не замечать этого уже нельзя. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин утвердил Доктрину информационной безопасности, в которой неспособность общества поддерживать определенный духовно-нравственный уровень, признана угрозой национальной безопасности.

Ситуация обеспокоила также и ученых. На Всероссийской научной конференции «Российское государство и право на рубеже тысячелетий», которая проходила в Москве в феврале 2000 года кандидат юридических наук, доцент Института государства и права РАН, В.А.Четвернин выразил мнение, что вышеуказанная конституционная норма является фиктивной, поскольку признание естественного характера права на «достойный образ жизни» возможно только в индустриально развитых странах.

Обосновал он это с точки зрения проблемы прав человека. По мнению ученого смысл идеи прав человека существенно искажается, и они рассматриваются как «безусловные притязания на самореализацию». В соответствии со стандартами современного потребительского общества наибольшие «притязания» получили права второго поколения, социально-экономические и культурные, поэтому они являются не столько правами, в смысле неотчуждаемых от человека возможностей, сколько привилегиями, направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых».

То есть мировые процессы индустриализации производят изменения сознания людей. Рынок, конкуренция вытесняют на обочину жизни «социально слабых» уделом которых становятся «притязания» на равные экономические и культурные права.

Российская Федерация по уровню развития даже в числе так называемых стран третьего мира стоит далеко не на первом месте.

Поэтому отсутствие многих прав, предусмотренных конституцией, экономически оправдано. В бюджете недостаточно денежных средств.

Сегодня политика государства направлена, как мы знаем, на преодоление экономических проблем. Поставленная задача удвоения ВВП в два раза требует мобилизации человеческого фактора, его знаний, умений. Определенный резерв в этом смысле у нас имеется. Мы можем, например, рассчитывать на потенциал военно-промышленного комплекса и некоторых других отраслей. Но готово ли к выполнению намеченной программы общество в целом? Каковы будут последствия очередного экономического рывка?

Проанализируем статистические данные. Цифры говорят, о том что в настоящее время мы имеем один миллион безнадзорных детей, от трех до шести миллионов наркоманов, один миллион ВИЧ-инфицированных, три миллиона абортов в год, возросшее число случаев детского суицида, проституции, преступности, 600 тысяч детей инвалидов, 700 тысяч детских смертей в год, пивной алкоголизм, гомосексуализм и прочие реалии, в итоге страну поразило не только снижение численности работоспособного населения, но в целом его вымирание на один миллион человек ежегодно.

С точки зрения светского государства указанные категории являются «социально-слабыми», нуждающимися в государственной поддержке и заботе.

Взгляд с религиозных позиций дает более правильный ответ — это результат нарушения установленного Богом нравственного закона, когда болезни души приводят к страданиям телесным. Но если от этого общество вымирает и уже не в состоянии обеспечивать себя, привлекая наемный труд иммигрантов, то это означает, что оно перешагнуло грань дозволенного.

Мы стремимся жить в правовом государстве. Однако, сегодня у нас отсутствуют законы, способные остановить разрушительные тенденции. Деградирует личность, семья. Социальная политика государства, в котором не устранены эти процессы, приведет к еще большему расслоению общества. Уже сегодня всем известный «политик» А. Чубайс насчитал в России пятьдесят миллионов «лишних» людей.

Какова будет справедливость для указанной группы с позиции власть придержащих, которые сами довели людей до такого состояния?

Результаты последних выборов отразили некоторую перемену общественного сознания, выразившуюся в поддержке национально-патриотических сил. В ходе выборов также звучали призывы к установлению социальной справедливости.

Но опять непонятно для кого именно и в чем она заключается. Ведь если рассматривать ее с точки зрения «безусловных притязаний» это означает простую уравниловку, то есть подсчет бюджетообеспеченности на душу населения.

При этом без внимания остается самое главное — душа народа. Здесь никакими таблетками дело не поправишь.

Пришли соблазны и смертельно поразили общество. Современная концепция гражданского общества и социальной свободы является той моделью, где свобода веры уравнивается со свободой неверия. Дает простор разрушительным процессам, указанным выше. Во что это выливается на практике проиллюстрируем одним примером.

В 1997 году Астраханский педагогический институт под грифом Министерства образования Российской Федерации издал хрестоматию «Современная русская литература (1985−1995г.г.)», где наряду с произведениями признанных писателей были включены произведения писателя-порнографа Сорокина. Вызывающая безнравственность, по мнению ученых из этого института, достойна быть рядом с произведениями Пушкина и Достоевского.

Это не случайность. Один из авторов считает этот учебник этапом в «освобождении астраханского менталитета от догм прошлого».

Педагоги здесь не одиноки. Нас удивила позиция представителя городской администрации, которая не стесняется утверждать, что сейчас нужно учить детей не тому, «что такое хорошо и что такое плохо», а давать «право выбора в пользу добра или зла».

Оппонируя чиновнику резонно задать вопрос. Сможет ли молодой человек сделать осознанный выбор? Чем будет руководствоваться при выборе?

Уместно, пожалуй, вспомнить известного и почитаемого мыслителя Иммануила Канта, для которого свобода разумного человека заключается в свободе от животных стремлений. «Мы свободны, если выполняем наши обязанности», — говорил он. В современном мире об обязанностях человека говорить не принято. Не от того ли эти ужасающие статистические данные, что мы даже в отношении собственных детей не считаем себя обязанными, бросая их на произвол судьбы, обрекая на неминуемые болезни и страдания, компенсировать которые никакими социальными пособиями невозможно?

Отсюда вывод. Единственным средством вернуть людей к социально-здоровому образу жизни и уберечь общество от вымирания является возрождение духовной культуры, потому что только она способна уберечь человека от главной причины всех катаклизмов — от греха.

Понятно, что лучше, чем Церковь с этой задачей никто не справится. Но если это так, то, очевидно, ей должны быть предоставлены все возможные преференции. Необходимо признать особый статус Русской Православной Церкви, потому что сейчас он такой же, как скажем, общество любителей пива или животных.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П в одном из своих интервью обратил внимание на то, что церковное имущество сформировано за счет пожертвований людей, которые рассматривают их как дар Богу. Действующее законодательство, по сути, приравнивает эти средства к добровольным взносам в общественную организацию.

Для нас православных прихожан храмов вносимые нами деньги или имущество это сознательная жертва Творцу Вселенной.

Подобное отношение свидетельствует о духовной связи народа с Богом. Смешивать его с земным рационализмом, значит умалять в глазах общества величие и историческое значение Церкви. Именно поэтому мы считаем, что возрождение духовной культуры необходимо начинать с установления особого статуса Русской Православной Церкви в современных условиях. Принцип отделения Церкви от государства должен быть выдержан до конца. Для этого надо передать право регистрации приходов самой Церкви. Потому что по всей России люди идут не в «местную религиозную организацию», а приходят в специально организованные для молитвенного общения с Самим Богом места. Именно поэтому церковные храмы называются приходами.

Это ведь не только архитектурные памятники, это по слову Спасителя «родники живой воды», одинаково доступные всем людям без каких-либо привилегий или различий. Основатель Церкви Сам Господь Бог и этот статус должен быть определен особо. Необходимо отдать Богу Богово.

Критики Православия обвиняют его в догматизме, но не в этом ли кроется залог стабильности? Разве подвластны изменению времени такие понятия как любовь, сострадание, милосердие? Как раз наоборот забвение этих старых «догм» привело к духовному кризису современного мира, который, по мнению доктора юридических наук, профессора Института государства и права В.Г.Графского проявляется «в размывании различий между негативными и позитивными сторонами социальной жизни».

В светском понимании духовность стала восприниматься как наука, культура и искусство. Безответственные демократические права человека генерировали здесь клонирование, многочисленные агрессивные псевдо-религиозные культы и черный квадрат Малевича. Подобное свободное развитие человека поддерживается международными нормами.

Формально Россия приняла международные правила, но русский менталитет им сопротивляется. Очень характерно, что традиционные для России нравственные ценности поддерживаются всеми национальностями, проживающими вместе с русским народом одной семьей.

Поэтому проблема гражданской свободы остается актуальной, потому что реализованная в ней граница свободы неверия очень часто нарушается порождаемой ей бездуховной экспансией. Без понимания обществом извечных истин «что такое хорошо и что такое плохо» оно заражается смертельной чумой безответственного индустриального общества потребления.

Очень примечательный факт, что даже идеолог перестройки Александр Яковлев в день своего 80-летия принес публичное покаяние в ошибочности своего выбора и крушении его надежд. Считает, что стране необходима «нравственная передышка».

Поэтому обществу нужна духовная культура, которая основана, прежде всего, на вере. Нужно вводить Основы Православной культуры, как культуры государствообразующей.

Ученые-юристы на прошедшей в Москве вышеуказанной научной конференции отмечали необходимость пересмотра социально экономической модели и необходимости других источников права. Мы считаем, что для России это может быть социально-нравственное государство, а источником права заповеди Христовы, как высший нравственный закон.

Александр ДМИТРОВ, Председатель правления Астраханской региональной общественной организации «За нравственное возрождение Отечества», Представитель Союза Православных Граждан в Астрахани


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru