Единое Отечество, Одесса | Протодиакон Андрей Кураев | 10.02.2004 |
На этот раз количество участников было рекордным — около 800 человек; среди них учителя, работники культуры, общественных организаций, Красноярско-Енисейской епархии, преподаватели ВУЗов, представители краевых и городских властей, студенческая молодежь.
Впервые участие в Красноярских Рождественских чтениях при содействии Союза Православных граждан России и Красноярского краевого Союза духовного возрождения Отечества принял известный проповедник Русской Православной Церкви диакон Андрей Кураев. Красноярцам известны многие книги отца Андрея, однако последний год принес ряд новых, с которыми и познакомились красноярцы: «Основы Православной культуры как лекарство от экстремизма», «Протестантам о православии», «Церковь и молодежь. Неизбежен ли конфликт?», «Ответы молодым», «Гарри Поттер» в Церкви: между анафемой и улыбкой", а также книга «Царь Иван Васильевич: грозный или святой?» в соавторстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, архимандрита Макария (Веретенникова), протоиерея Владислава Цыпина, диакона Андрея Кураева…
Встречи отца Андрея прошли в Красноярске, Енисейске, Лесосибирске.
О чем были беседы? О том, о чем болит душа. О культуре, внутрицерковной жизни, проблемах образования.
Все больше становится сторонников преподавания в общеобразовательных школах основ православной культуры, воспитания детей на основе православного миропонимания. В крае такой опыт имеет место уже более 10 лет. Однако отсутствие кадров, недостаточное количество методической литературы, учебников вызывает много проблем. Не менее важны и личные качества педагога, который в отсутствие любви к детям, профессионализма не имеет главных оснований способствовать возрождению нравственности нашего народа.
Вопрос о преподавании «Основ православной культуры» в школах вызывает острый интерес в обществе.
Отец Андрей, считаете ли Вы возможным ведение уроков «Основы Православной культуры» неверующим преподавателем?
Да, неверующий специалист может вести уроки «Основ православной культуры». Противоположный ответ означал бы, что мы говорим об одном, но на самом деле имеем в виду религиозную проповедь. Условий здесь только два: первое — профессиональная компетентность такого специалиста. Второе — его любящее отношение к предмету своего изучения и рассказа. Пушкинист не обязан во всем соглашаться с Александром Сергеевичем, но любить и стараться понять Пушкина он обязан.
А нужен ли такой предмет?
Российский законодатель определил, что православие является неотъемлемой частью истории и культуры России. Поэтому мы не вправе давать детям ущербное образование. Ведь образование без серьезного знания того, что названо «неотъемлемой частью», есть образование неполное, урезанное. «Основы православной культуры» — это не религиозное образование, а культурологическое. Это изучение алфавита родной культуры. Альтернатива основам православной культуры одна: бескультурье во всех его проявлениях.
Что недопустимо для преподавателя «Основ Православной культуры» в школе?
Императивный тон учителя. Должен сказать, что я ревную любимое православие. Важно что и как учителя нашим детям о православии расскажут. Преподаватель должен радость нести детям, а не пугать. Дарить, а не забирать. Интересные наблюдения в прошлый свой приезд я вынес из Норильского кадетского корпуса, расположенного в г. Минусинске. Законоучитель впарила в голову детям представления о том, что фотографироваться нельзя, т.к. при этом выжигается печать антихриста на головах, люди перед потопом носили с собой фляжки с водой и это знаменовало собой то, что скоро будет потоп, а теперь зажигалки носят и это означает, что скоро все сгорит. Такие вещи ничего общего с православием не имеют, это нужно хорошо понимать.
И прежде всего в саму церковь должно придти радостное переживание нашей веры, а до той поры детей от нас надо прятать. Сейчас в церковь приходят женщины не в праздничных одеждах, белых платочках, а в коричнево-черных платьях. Лица у прихожан безрадостные, трагические, нет на них радости причастия Святых Тайн. Нам нужно возродить Серафимово православие. От того как мы будем переживать нашу веру: радостно или обреченно, во многом будет зависеть судьба России.
Почему мы такими стали, почему за 10 лет из сверх державы мы стали попрошайками?
От маловерия нашего мы стали такими. Святейший Патриарх Алексий II, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний и многие священнослужители так говорят. Бесстрашные мы стали. В церковно-славянском языке слово «бесстрашный» употребляется в отношении человека, не имеющего страха Божия. Бесстрашие порождает зло. Опыт последнего десятилетия показал, что наши враги сильны нашей беспредельной коррумпированностью российских элит.
Как Вы относитесь к школьному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»?
В курс этого предмета на мой взгляд необходимо добавить несколько уроков по «Технике религиозной безопасности», детей нужно учить выживать в религиозном смысле, уметь защитить себя от сектантской активности. А вот уроки по «сексуальному воспитанию» необходимо изъять из программ. Я с горечью должен сказать, что современное российское учительство — национальное бедствие России. В большинстве современные учителя — неудачники, которые с радостью убежали бы из школы, если бы их взяли на другую работу. При обсуждении вопросов о целесообразности «сексуального воспитания» в школах большинство учителей, до сих пор отстаивают свое право растлевать детей. Приведу любимый лозунг, украшавший поликлиники: «Твой друг — презерватив». По-моему все понятно: скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.
Вы были атеистом?
Во время учебы в МГУ им. М.В. Ломоносова в комитете комсомола я отвечал за атеистическую работу, но работу этого отдела я завалил, организовав только 3 мероприятия: экскурсию студентов кафедры атеизма и аспирантов преподавателей в музей древнерусского искусства в Спасо-Андронников монастырь; экскурсию в зал иконописи Третьяковской галереи; и что самое поразительное, организовал в подшефном ПТУ рок концерт группы «Воскресение» с Андреем Никольским. Удивительно целостной моя жизнь оказалась.
Какие радостные перемены в жизни нашей страны сейчас происходят на Ваш взгляд?
В течение последних 10 лет в России строится по 1000 храмов в год. В 1988 году было 3 монастыря, а сегодня их 700. Вместе с храмами строятся и души людей. Я думаю, что к концу 21 века Россия будет религиозным государством. В семьях атеистов рождаемость составляет 0,7 ребенка, а для воспроизводства необходимо 2,3. Многодетные семьи — это семьи религиозные: православные, мусульманские… И еще, представляю себе 15 марта, утро. По радио скажут: по предварительным подсчетам голосов на президентских выборах во второй тур прошли действующий президент В.В. Путин и С.Ю. Глазьев. Оба православные. В.В. Путина не надо представлять, мы все хорошо знаем, что наш президент православный человек. С.Ю. Глазьев — сопредседатель Союза православных граждан России. Как далеко мы уже от 1988 года, как сильно изменилась жизнь вокруг.
Что Вы можете сказать о движении за Русь Святую?
Я лично присутствовал на епархиальном собрании воронежских священников, когда митрополит Сергий, управлявший делами Московской Патриархии до 28 декабря 2003 года, на подобный вопрос ответил, что ни руководители этого движения, ни какие-либо другие его члены не пробовали взять благословение у Патриарха Всея Руси Алексия II, не искали встреч с ним, не направили ему своей программы, никак не общались. При этом объявили, что они действуют по анонимному благословению старцев.
Дело в том, что в условиях свободы совести и хаоса в настоящее время, к сожалению, имеет место антииерархическое движение мирян, отвергающие церковные каноны. Это очень тревожный сигнал. Надо сказать, что существует два типа религиозной жизни: по принципу харизматическому, при котором лицу необходимы личные духовные дары и по принципу институционализма, то есть в соответствии с иерархическим местом, которое занимает то или иное лицо. В православии присутствуют и тот и другой, которые осуществляются с одной стороны епископатом, а с другой старчеством. Однако движение мирян, о котором идет речь, пытается вбить клин между иерархами православной церкви и старцами. Один из таких примеров у меня в руках. Это книга «Старцы о глобализации и печати антихриста», которая издана без указания иерархического благословения. Кроме того, ссылка на будто бы имеющееся благословение старцев не конкретна. При таких обстоятельствах проверить эту информацию невозможно. При этом верхом подлости является следующий текст: Издательство Московской патриархии Русской Православной Церкви. Судите сами о мере духовной нечистоты авторов этого издания. То же можно сказать о книге «Пророчества старца Антония», изданной без иерархического благословения, подлинное имя старца не названо, более того, оно вымышлено, при этом в уста «старца» вкладывается все, что автор посчитает нужным.
Как нам быть с нашими неверующими родственниками?
Давайте с вами переживать нашу веру так, чтобы наши родные нам завидовали.
Почему мы потеряли радость? В чем причины?
Думаю, что с нами приключилась болезнь быстрого роста. Может быть она пройдет.
Что Вы думаете о том, что православные политики идут во власть?
Церковные люди в светской власти — это хорошо. Православие сложно: в нем есть место для святых несопротивленцев, но есть место и для святых воинов, в нем есть место и для православных политиков, для которых необходимо важное качество — профессионализм. Я не участвую в политике, поскольку не считаю себя профессионалом в ней. Но издалека, наблюдая за людьми, которые в сложном политическом мире работают профессионально и по совести, я восхищаюсь ими.
Глобализм — это хорошо или плохо?
На глобализацию может возникнуть разная реакция. Наш народ боится глобализации, значит болен. Если бы наши экономика, власть, вера были сильны, мы бы этого не боялись. Наша реакция показывает, что мы слабы, учимся говорить с позиции слабого меньшинства, а это значит, что для выживания нам необходимо объединиться. Россия не может выжить самостоятельно в современном мире. А союзником может быть либо Китай, либо исламский, либо западный мир. Я думаю, что В.В. Путин в настоящее время проводит политику Св. благоверного князя Александра Невского, который с одними дрался, а другим дань платил. Политика, как и педагогика, сильны искусством компромиссов.
Почему правительство России, В.В. Путин не могут запретить развращающую рекламу в средствах массовой информации?
Эта проблема характеризует духовное состояние всего нашего общества. За этот год кое-что изменилось. Надо быть благодарными и за малые изменения в положительную сторону, не требовать сразу громадной победы.
Каковы Ваши взаимоотношения с Патриархом, столичными властями, ведь иногда приходится слышать о том, что руководство мягко говоря не одобряет Вашу деятельность, а порой имеют место утверждения о том, что Вы в расколе с Патриархом?
В храме Христа Спасителя 7 сентября 2003 года из рук Патриарха Всея Руси Алексия II и мэра города Москвы Ю.М. Лужкова я получил премию «Обретенное поколение», учрежденную Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви и правительством Москвы за труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи. Это уже вторая награда за прошедший год.
Нужна ли нашей молодежи рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»?
Сегодня наша молодежь знает английский язык и одобрить сознательное употребление кощунственных текстов этой рок-оперы, хотя и на фоне безусловно талантливой музыки нельзя. Однако в 70-е годы эта рок-опера сняла шоры со многих комсомольских глаз: люди были шокированы тем, что вера бабушек может давать повод и для современнейшего искусства. Под звуки рок-музыки китайская стена атеистического воспитания, отделявшая их от мира христианства, каким-то кирпичиком все-таки треснула, и вдруг оказалось, что Христос может быть интересен современному человеку.
Как Вы относитесь к рок-музыке?
Плохо. Я никогда не любил и не понимал рок-музыку. Однако очевидно, что вне храма нужно говорить на языке, понятном в данной аудитории, — даже если этот язык коряв. Люди разные и проповедь должна быть разной. В январе 2003 года в Санкт-Петербурге прошел концерт «Рок к небу», в рамках которого состоялась моя проповедь перед многотысячным собранием молодежи. Долгое время мнения Патриарха по этому поводу мы не знали. 7 сентября в день Москвы речь Патриарха расставила все нужные точки над «i». Патриарх сказал, что церковная проповедь может и должна звучать и в концертных залах, и на спортивных площадках, вручил премию Петербургской епархии с упоминанием организации рок-концерта. Знак врученной в этот день и мне премии «Добрый пастырь» — статуэтка доброго пастыря, который несет на своих плечах ягненка. Это древний образ христианского пастырства. Так выносят ягнят, или раненых, или заболевших, или оказавшихся в опасности. Так сам пастырь для спасения потерянной овцы входит в зону риска. Кстати, голос рок-музыкантов зазвучал уже через несколько минут после речи Патриарха. Как сказано в «Церковном вестнике», «впервые в прихрамовом помещении и в присутствии десятка архиереев звучали песни рок-музыкантов».
Какова роль и влияние русского православия за рубежом?
В последней волне русской эмиграции оказались люди, не изгнанные из страны, пришедшие к вере именно в России, при слове Россия у них не возникало негативных ассоциаций. Новые прихожане изменили атмосферу православных приходов за рубежом. Именно они начали оказывать давление на епископов, желая объединения с Русской православной Церковью, бывать в паломничествах в России, свободно взаимодействовать с ней. Осенью 2003 года начался диалог об этом с митрополитом Лавром, главой Зарубежной Православной Церкви, сейчас ожидается его визит в Россию.
Творчество Жанны Бичевской несет в себе православное миропонимание? Она выступает по благословению Патриарха?
Цитирую Жанну Бичевскую:
«…И не будет лагерей и тюрем
Все враги России будут казнены
Мы врагов настигнем по его же следу
И порвем на клочья Господа хваля…»
Церковные люди, к сожалению, нередко оказываются неразборчивыми. На епархиальном собрании в 2003 году Патриарх Алексий II ответил, что благословения Жанне Бичевской не давал, ее ссылка на это — не правда. Ничего общего с православием такое творчество не имеет.
Что нового сейчас происходит в церковной жизни?
Многие не заметили, что в церкви произошла революция. Феминистская революция. В церкви всегда женщины были большинством, но они были молчащие, а теперь женщины стали подавать голос: женщины стали преподавать Закон Божий, появились женщины богословы. Например, в Свято-Тихоновском богословском институте литургику преподает женщина, диссертации защитили уже несколько женщин, появились православные писательницы в жанрах от богословского до фэнтэзи. В прежние времена это и представить себе было нельзя.
В канун Старого нового года наш экипаж пылил по сибирской трассе из Лесосибирска в Красноярск. Отец Андрей остановил авто у встречной лавки, в которой, к счастью, оказалось шампанское. Через 10 минут, среди звездной полуночи, в безмолвии зимней тайги четверо счастливых людей встретили Новый, 2004 год. Автомобиль вел молодой Анатолий из клуба православной молодежи Красноярско-Енисейской епархии. Чтобы не уснуть за рулем, он пел нам старые добрые песни.
1−9 февраля 2004 г.