Единое Отечество, Одесса | Ольга Кравец | 10.02.2004 |
«Как только победоносная австрийская армия пересечет границу Украины, перед нами встанет тройная задача: военной, социальной и церковной организации страны. Решение этих задач должно… содействовать предполагаемому восстанию на Украине, но также для того, чтобы отделить эти области от России при каждом удобном случае как можно решительнее, чтобы придать им близкий народу характер независимой от России и чуждой царской державе национальной территории. Для этой цели должны быть использованы все украинские традиции, подавленные Россией, чтобы возродить их в памяти и ввести в сознание народных масс так метко и точно, чтобы никакая политическая комбинация не была в состоянии ликвидировать последствия нашей победы.
I
Военная традиция должна быть построена на традициях запорожских казаков (отсюда и «сечевые стрельцы» в память о Запорожской Сечи О.К.)…. Самый выдающийся военачальник мог бы после великой победы быть наречен нашим кайзером «гетманом Украины"… (на роль будущего «гетмана» впоследствии был выдвинут австрийскими властями эрцгерцог Вильгельм Габсбург, который также перешел в униатство и стал именоваться на украинский манер — Василем Вышиванным — за ношение украинских вышитых сорочек — О.К.). Он мог бы в ранге походного командира или фельдмаршала получить определенную автономию в рамках нашей военной администрации, чтобы создавать верные военной администрации кадры, среди которых могли бы найти себе место восставшие украинцы. Национальный характер должен проявиться в названиях воинских должностей (атаманы, есаулы, полковники, сотники), далее — в обмундировании, воинских группах и т. п. Гетману должно быть позволено отдавать «универсалии» (приказы и обращения) к армии и народу, назначать есаулов, атаманов и др. К нему должен быть приставлен человек, знакомый с историей Украины, который мог составлять официальные бумаги, помогать советом, словом и делом. Подобная военная организация легко распространилась бы на всю страну, а также могла бы способствовать и регулированию движения украинцев.
II
В продолжение войны должна быть принята во внимание также правовая и социальная организация, чтобы доказать населению, сколь многие направления русского законодательства были несправедливы и угнетали его. Наряду с провозглашением свободы, терпимости и т. д. (основные законы) должна быть также опубликована австрийская Конституция (в аутентично популяризованном украинском переводе) и всевозможные другие австрийские своды законов. Комиссия из австрийских и русских (украинских) юристов должна будет подготовить суммарную кодификацию. В первую очередь должны быть рассмотрены те стороны общественной и частно-правовой жизни, в которых украинцы — народ — массы чувствуют себя наиболее угнетенными.
III
Церковная организация должна преследовать ту же самую цель — Церковь на Украине необходимо по возможности полнее отделить от Российской. Оставляя в стороне доктрину, сферу догматики, было бы необходимо издать серию церковных распоряжений, например: об отделении Украинской Церкви от Петербургского Синода, о запрещении молиться за царя, о необходимости молиться за цесаря. Вместе с тем, великорусские московские святые должны быть удалены из календаря и т. д. Все эти декреты должны быть изданы авторитетом церковным, а не исходить от гражданской или военной власти — чтобы таким образом избавиться от российской системы. Также было бы абсолютно нецелесообразно устанавливать Синод (по образцу Петербургского Синода). Митрополит Галицкий («и всея Украины») мог бы этими декретами устанавливать то, что согласно с фундаментальными принципами Восточной Церкви и традициями Митрополичьего престола и было бы одобрено военной администрацией. Я, как митрополит, мог бы это сделать, поскольку в соответствии с каноническими правилами Восточной Церкви и традициями моих предшественников имею право, подтвержденное Римом, пользоваться данной властью во всех сферах. Если начерченный мной план будет принят — а так оно, наверное, и будет, — на Украине будет установлен единый центр духовной власти и Церкви как организма, представляющего собой невидимое целое. И он будет целиком отделен от Российской Церкви. Определенное число епископов, а именно те, которые родом из Великороссии, и те, которые откажутся присоединиться к унии, должны быть устранены и заменены другими — теми, кто признает украинские и австрийские убеждения. Рим бы согласился в этом случае на эти распоряжения и назначения. Восточные Патриархи, оплаченные из средств правительства, также одобрили бы их. Оставляя народу все, что могло бы быть ему дорого в виде обрядов и обычаев, освобождая клир от тяжкого ярма синода и консистории и обращая клир от его полицейской и политической деятельности до чисто церковной и христианской сферы, можно надеяться на универсальное согласие и послушание. Таким образом, единство Украинской Церкви будет сохранено или достигнуто, а ее отделение от Российской Церкви будет решительно и полностью утверждено. Канонические основания для таких действий с католической точки зрения являются благоприятными, а с точки зрения восточного православия они легальны, логичны и не требуют объяснения. На все это я мог бы получить подтверждение из Рима, или, если быть более точным, я в значительной степени уже закончил приготовления. Православие Церкви не было бы уничтожено. Оно должно быть сохранено во всей его полноте. Нужно только очистить его самым радикальным образом от московского влияния».
Как видно из приведенного текста, «Украинский Моисей» абсолютно лоялен к австрийской монархии Габсбургов и отнюдь не помышляет ни о какой самостийности, или, как теперь говорят, — незалежности, для Украины, предлагая для нее лишь куцую автономию в пределах Австро-Венгрии.
Однако, планам Шептицкого не суждено было воплотиться в жизнь. Русская армия стремительно наступала, и уже 3 сентября 1914 г. российские войска вступили во Львов. 19 сентября митрополит Андрей был выслан в Россию. Шептицкого выслали сначала в Киев (1917 г.), а потом в русскую провинцию. Сразу же из Киева униатский митрополит направляет письмо императору Николаю II, содержание которого способно вызвать немалое удивление после всего, цитированного выше. Письмо написано, как указывает в нем Шептицкий, по поводу «успехов российской армии и воссоединения
Галичины с Россией, за что трехмиллионное население Галичины с радостью приветствует российских солдат, как своих братьев». Здесь есть такие строки: «Православно-католический митрополит Галицкий и Львовский, от многих лет желающий и готовый ежедневно жертвовать свою жизнь за благо и спасение Святой Руси и Вашего Императорского Величества, повергает к ногам Вашего Императорского Величества сердечнейшие благопожелания и радостный привет по случаю завершающегося объединения остальных частей Русской Земли». Перемены, происшедшие в настроениях «Украинского Моисея» за месяц с небольшим были столь разительны, что Государь на полях письма митрополита собственноручно начертал лаконичный ответ: «Аспид». При этом Николай II еще ничего не подозревал о существовании выше изложенного плана переустройства Украины, черновик которого был обнаружен в тайнике под собором святого юры во Львове в феврале 1915 г. 27 июля 1916
г. министр внутренних дел Штюрмерг направил Николаю II донесение по поводу обнаруженного документа, в котором кратко излагались его основные положения. В связи с этим последовала еще одна резолюция Государя в адрес Шептицкого: «Какой мерзавец!»
Из ссылки митрополита освободила революция, и он вернулся во Львов. В 1918 году Австро-Венгерская империя распалась. Этим воспользовался Левицкий и его сторонники, провозгласившие в Восточной Галиции и Буковине Западно-украинскую народную республику (ЗУНР). На первых порах новую республику поддержал и «украинский Моисей». Но ЗУНР просуществовала недолго — вскоре ее территория вошла в состав Польши. И, конечно же, Шептицкий в очередной раз «пересмотрел» свои взгляды. Теперь «радетель» ЗУНР использовал свои проповеди для оправдания политики Польши. Митрополит создал Украинский католический союз и в 1931 году подчинил украинскую греко-католическую церковь Риму. Таким образом Шептицкий поднял свой «авторитет» в глазах польских властей. В это время «украинско-польские отношения значительно ухудшились», что не помешало митрополиту призывать народ к терпению и осуждать террористические акции ОУН. В 1939 году Западная Украина вошла в состав УССР и в 1940 году «принципиальный» Шептицкий публично отрекся от своих антисоветских проповедей. Свою кафедру он стал использовать для призывов к сотрудничеству с коммунистами. Впрочем, «красная» деятельность митрополита была недолгой. 22 июня 1941 года фашисты пересекли границу Советской Украины, и уже 1 июля «владыка» приветствовал «непобедимую» германскую армию и признал правительство ОУН. (Напомим, что в 30-е годы Шептицкий гневно осуждал именно этих людей — Бандеру, Лебедя, Стецько…). В качестве примера, процитируем письмо митрополита: «По воле всемогущего и всемилостивого господина… началась новая эпоха в жизни государственной соборной самостоятельной Украины… Военное время требует еще многих жертв, однако дело, начатое во имя господне… будет доведено до успешного конца… Победоносную немецкую армию приветствуем, как освободительницу от врага. Установленной власти отдаем надлежащее послушание…»
«Славной» деятельности митрополита Андрея Шептицкого в годы Великой Отечественной Войны будет посвящена следующая публикация.
При подготовке этой статьи использованы следующие материалы: В.И.Петрушко (Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (материалы), 1999 г., Орест Субтельный, «История»
10 февраля 2004 г.