Столичная вечерняя газета | 10.02.2004 |
— Чтобы понять ислам как религию, нужно прежде всего понять ее цель. Она одновременно универсальна и уникальна: это абсолютная справедливость. «Справедливость» в исламе не имеет аналогов больше ни в одной духовной традиции. Наши братья по единобожию — христиане имеют сложную доктрину искупления грехов мира через жертву Христа и веру в божественное милосердие и прощение, которые, с нашей точки зрения, равносильны фундаментальной несправедливости. Для ислама вся реальность подчинена закону компенсации: нельзя быть подлецом и рассчитывать на то, что войдешь в царство небесное только потому, что обстоятельства не позволили тебе сделать подлость тактически.
— Стало быть, речь идет о потустороннем воздаянии?
— Абсолютная справедливость предполагает утверждение этого принципа не только в «жизни дальней», то есть после Страшного суда, но и в здешнем обыденном существовании. Ислам не отказывается от мира, якобы обреченного на зло. Одно из требований к мусульманину — активно противостоять злу насилием. Это и право на самооборону, и предотвращение несправедливости в отношении слабых этого мира.
— Может быть, поэтому к исламу относятся с такой настороженностью и считают его агрессивной религией?
— Агрессия есть явное проявление гнета и несправедливости, однако отражение агрессии — это праведное действие. К сожалению, мировой ислам не контролирует основные информационные ресурсы, и поэтому богатый агрессор, международный разбойник, обладающий контрольным пакетом акций на рынке информации, имеет преимущество в психологической и идеологической войне, которая идет против ислама.
— Вы развиваете идею «политического ислама», который якобы необходим России. Но политический ислам у большинства людей ассоциируется с международным терроризмом.
— Заметьте, что о международном терроризме больше всего кричат те, кто наносят бомбовые удары по мирным городам чужих суверенных стран под фальшивыми предлогами. — Послушать вас, так в Европе — рай для мусульман. — Я отнюдь не говорил, что там «рай». Все, что делается в Европе, — это усилия наиболее продвинутой части диаспор при поддержке демократического ядра европейской общественности. Однако наступление на демократию идет по всему миру, в том числе в США. Как ни странно, Россия в этом отношении находится в более выигрышном положении, чем пресловутые «витрины» западной демократии.
10 февраля 2004 г.