Новые Известия | Михаил Поздняев, Сергей Перов | 10.02.2004 |
Среди погибших в тоннеле между «Павелецкой» и «Автозаводской» было немало верующих. В последний путь — «путь всея земли» — их по древней церковной традиции провожали с молитвой и песнопениями. В утешение близким звучали слова о том, что невинно пролитая кровь смывает все грехи, и души разорванных в куски и сгоревших теперь водворятся на небесах, со всеми святыми. Раздаются призывы построить в их память над местом, где они приняли кончину, часовню и даже, может быть, обратиться к патриарху с просьбой об их канонизации. Боль утраты еще слишком остра, чтобы взывать к здравому смыслу и объяснять, что церковь почитает святыми только тех, чья жизнь служила и продолжает служить примером жизни христианской, кто и смерть принял за Христа. В последние годы прошения о канонизации поступали в Московскую патриархию от родственников и друзей бойцов Сергиево-Посадского ОМОНа, экипажа подводной лодки «Курск», солдата Евгения Родионова, замученного бандитами в Чечне. Во всех этих случаях патриархия вынуждена была давать категорический отказ. Должно пройти время, чтобы накопился материал, на основании которого будет вынесен церковью вердикт. Отказ главенства РПЦ не повергает ходатаев в уныние: пишутся иконы с изображением омоновцев, моряков-«курян» и солдата Жени. Перед этими образами сердобольные батюшки по личной инициативе служат молебны. Слагаются и публикуются «жития мучеников» постсоветской Руси.
Кто знает, может, через полвека церковь и признает их святыми. Не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы ежегодно в один из воскресных дней в конце января — начале февраля восхвалялся всем миром Собор новомучеников и исповедников российских. Первым из них был канонизирован в 1989 г. патриарх Тихон, скончавшийся в 1925 г. в заточении в Донском монастыре при до сих пор не выясненных обстоятельствах (на него было организовано три покушения, от рук убийц-чекистов пал его келейник Яков Полозов). За святителем Тихоном РПЦ прославила великую княгиню Елизавету Федоровну, сестру последней императрицы. За ней — царскую семью… Священный Синод установил день общей, т.н. «соборной» памяти жертв безбожной власти. На сегодняшний день к лику святых причислены 1538 архиереев, священников и мирян, погибших за веру в годы большевизма. Поименный список три-четыре раза в год пополняется Комиссией по канонизации…
Патриархия продолжает изучать материалы архивов ФСБ для прославления новых святых: других документальных источников, кроме как в организации-правопреемнице ВЧК, по иронии судьбы, у РПЦ нет. На недавнем заседании члены Священного Синода решили включить в Собор новомучеников и исповедников пять кубанских священнослужителей, расстрелянных в 1921 г. Пастыри были приговорены во внесудебном порядке к смертной казни через расстрел за «антисоветскую пропаганду» и вместе с тысячами земляков казнены в краснодарской тюрьме. Отцы Андрей Ковалев, Григорий Конокотин, Михаил Лекторский, Григорий Троицкий, Иоанн Яковлев — все они перед смертью отказались признать свою вину и умерли, успокаивая и подбадривая других заключенных.
Где похоронены священники, неизвестно: казненных чекисты закапывали где придется, а то и просто сбрасывали в полноводную тогда Кубань. Несколько лет назад в Краснодаре на окраине Всесвятского кладбища один бойкий предприниматель с подачи городских властей попытался построить бензоколонку. Работы велись тайно, по ночам, однако казаки Екатеринодарского круга забили тревогу, разузнав, что в вывозимом грунте лежат человеческие кости. В котловане, по выводам экспертов, обнаружилось массовое захоронение 20-х — 30-х гг. ХХ века. Возможно, останки кубанских новомучеников именно здесь. Вообще же за годы гражданской войны и сталинского террора на Кубани погибли сотни священников, были разрушены десятки храмов. Данные по жертвам той поры хранятся в краевом архиве ФСБ, но и они далеко не полные. Напрочь отсутствует информация о многих репрессированных в первые годы советской власти. Так, например, нет фотографий ни одного из пяти кубанских новомучеников, а без помощи ФСБ вряд ли удастся обнаружить их портреты. Впрочем, работа по подготовке документов только началась, и в ближайшее время список новомучеников кубанских будет пополнен. Если, конечно, сам процесс канонизации жертв «красного террора» не будет приостановлен. Во всяком случае сейчас исследования той эпохи на Кубани проводятся вяло и неохотно. Поостыли, а может, просто привыкли власти к тому, что земля, по которой ходим, буквально пропитана безвинной кровью.
Чтобы помнили, — нужны зримые памятные знаки. А будут ли это иконы или цветы на месте трагедии, простое надгробие или часовня — так ли уж важно? Главное — чтобы изо дня в день, а не в очередную годовщину…
10 февраля 2004 г.