Русский журнал | Д. Шушарин | 06.02.2004 |
Теперь следует ждать ответной бессмыслицы — от противников обязательности и сторонников религиозного плюрализма. Хотя, безусловно, они будут правы даже с конституционной точки зрения, все равно это будет преумножение абсурда.
Впрочем, абсурд уже преумножил шеф г-на Гребнева — министр Филиппов, выступая с другими достойными людьми в познеровских временах. Дискуссия о новых учебниках истории стала триумфом трусливого косноязычия. Понять, чего именно хотят участники разговора, было совершенно невозможно, ясно было лишь, что они боятся «кабы чего не вышло». Чего никак не скажешь, о позиции министра на православном (как ему кажется) фронте. Уже на этой неделе он публично подтвердил, что предмет внедряться будет, но, правда, по решению регионов. Остается дождаться того, что может выйти из их затеи в Татарстане, например. В Москве, напомню, еще в августе прошлого года департамент образования отказался от включения «основ» в число обязательных предметов.
Но вернемся, однако, к ответной бессмыслице — к тем проклятиям, которые обрушатся на головы клерикалов и церковников со стороны атеистов. В их выступлениях не будет самого главного. А именно того, что подобное решение внесет разлад и раскол в церковную среду, прежде всего в семьи, где детей воспитывают в православном духе.
За последние десять лет в России сложилась уникальная ситуация: вслед за поколением людей, самостоятельно пришедших в Церковь, появляется первое поколение людей, воспитанных в христианских семьях. Именно в семьях, где родители сами выбирают себе духовников, а детям — воскресные школы. Вере сразу придается сокровенный, семейный, глубоко личный, персоналистский характер. Никаких гарантий того, что дети не будут бунтовать против семейного воспитания, нет, и не может быть. Но главное достигнуто — религия обосновалась в приватной сфере, не стала частью казенной, институализированной жизни.
Чиновники же предлагают ввести вовсе не закон Божий — вот это главная бессмыслица. Обязательным может стать нечто совсем странное и ублюдочное с точки зрения как раз верующих родителей, а не атеистов. Что это за «основы культуры»? Вера для христианина — основа жизни, причем не только земной, а национальная русская культура не сводится к православию, как православие к русской или какой-либо иной культуре. Бред. И даже хуже бреда. Вспоминается ответ старца Иоанна антихристу из соловьевских «Трех разговоров». Это по поводу того, что христианам дороже всего в Церкви не учение и не обряд, а Христос. Его же в «основах культуры» нет, Он есть в Благой Вести, которая постигается не с помощью нескольких десятков или сот часов в светской школьной программе. И кто будет преподавать? Почему родители должны будут доверять квалификации такого учителя? И как будет определяться квалификация? Обяжут ли учителя быть верующим? Да нет, вроде, никто не имеет права контролировать конфессиональную принадлежность преподавателя.
Ну и потом, даже неудобно говорить: священник, преподающий в воскресной школе, — это не просто преподаватель, это духовный наставник. Школьный учитель не может быть полностью таковым для ребенка, воспитывающегося в религиозной семье. А для детей атеистов или неправославных верующих — тем более. Если же преподавателем будет священник, то он поневоле станет «казенным духовником», то есть будут нарушены права верующих родителей, свободных в выборе наставников для себя и своих детей.
Получается полная ерунда. Гражданские права неправославных (верующих и атеистов) грубо нарушаются. И при этом подрываются основы церковной жизни, наносится удар по православной семье. Вера теряет сокровенность, переносится в сферу публичную, институализированную, ставится под внецерковный контроль. Если кому и протестовать против этой напасти, так это православным.
Но довольно о делах церковных. Ведь мы имеем дело с намерениями власти гражданской, в последнее время пугающей своей активностью. Страшно стало. «Органы воспитывают, воспитывают, но могут и покарать». И правильно — бояться надо, поскольку, что ни делается, все непредсказуемо: последствия не просчитываются, реакция не анализируется. Захотели нагадить Ходорковскому и за его счет обогатиться, так мало того, что разоряют самую успешную компанию России. Еще, похоже, придется распускать адвокатские объединения в Москве. Конфликт адвокатского сообщества с Минюстом вступает в новую стадию — и чем он еще закончится.
Или вот очевидные цензурные планы. Скопческий характер нынешней власти столь же очевиден, как и ее параноидальность. Вопреки Конституции и закону о средствах массовой информации хотят протащить цензуру не столько политическую, сколько, прости, Господи, нравственную. Это у них там теперь в доктринах собственной безопасности прописано, что подрывные элементы норовят поставить под сомнение национальные ценности и светлый образ власти, так что безнравственным будет все не сермяжное и хоть чуть-чуть критичное по отношению к чиновничеству. Ну и что будет? А будет крах шоу-бизнеса, рекламного дела, издательской деятельности и прочего, прочего. Ведь цензура в нынешних условиях — это просто дополнительная лицензирующая инстанция, которая обдерет рекламные агентства еще круче, чем Министерство природных ресурсов — ЮКОС.
Вот в таком контексте и надо рассматривать странные планы Минобразования. Ходорковский здесь не за уши притянут, вовсе нет. Это все одна и та же системная бессистемность. Причем в случае с «Основами православной культуры», скорее всего, следует искать финансовую заинтересованность чиновников в освоении новых статей бюджета (издание учебника, переподготовка учителей и проч.), а уж потом — желание потрафить тому казенному православию, которое характерно для нынешних клерикаль-чекистов (а кстати, чем не новое обозначение нынешнего режима — клерикально-чекистский?). Из таких забавных мелочей формируется облик некомпетентной власти.
В общем-то, смешно. Вот только детей жалко. И арестантов, и призывников. И неизвестно кого еще придется жалеть.
А жалость, что бы там ни толковали политтехнологи, есть существенный политический фактор. И когда жалость к себе достигает критической массы, начинаются разные общественные процессы, которые умственные люди порой называют внесистемными. Это когда в политику приходит жизнь.
5 февраля 2004 г.