ProUA.com | Роман Паламарчук, Борис Львов | 06.02.2004 |
Ранним утром в пятницу, 6 февраля, на Замоскворецкой линии московского метро взорвалась бомба. Взрывное устройство сработало во втором вагоне состава, двигающегося от станции «Автозаводская» в сторону «Павелецкой». Госпитализировано по меньшей мере 30 пострадавших, по данным пожарных, 22 человека погибли. Специалисты ГУВД Москвы оценили мощность взрывного устройства в 1 кг тротила. Оно, по мнению милиции, либо было заложено в вагон, либо его подорвала шахидка-смертница…
…На фоне постоянно возникающих на постсоветском пространстве вооруженных конфликтов и разгула терроризма Украина пока смотрится довольно привлекательно. Именно поэтому украинская политическая элита ставит себе в заслугу тот факт, что Украина не имеет собственной Абхазии, Нагорного Карабаха, Чечни или Приднестровья. И тем не менее…
Во вторник, 27 января, не приходя в сознание после операции, умер Михаил Писанов, житель села Веселое (Судак, Крым), избитый в ходе конфликта с крымскими татарами. Сам инцидент произошел 9 января в Веселом, где имела место массовая драка между казаками и крымскими татарами, спровоцированная тем, что, согласно наиболее распространенной версии, татары избили местного жителя (именно он и стал единственным погибшим в ходе стычки). Но кроме физического, огромный ущерб, несомненно, был нанесен отношениям между этническими группами Крыма.
Обиженные
Конечно, подобный инцидент далеко не первый в новейшей истории Крыма. Этническая ситуация на острове более чем сложная и деликатная.
Крымские татары чувствуют себя ущемленными и обиженными. В этом году исполнилось 60 лет со дня массовой депортации татар «за пособничество фашистам» в Среднюю Азию. Возвратившись из «вечной» ссылки в конце 1980-х, татары обнаружили, что их здесь совсем не ждут. Область была заселена украинцами и русскими, которые отнеслись к возвращению «хозяев» без особого восторга.
Земли татарам частично вернули, но только те, «что не жалко», в основном, в степной части Крыма. К идее активного участия крымских татар в процессе управления автономией также отнеслись с холодком. А тот факт, что крымские татары — мусульмане, еще более сгущает атмосферу. «Возвращенцев» просто стали бояться, рассматривая как потенциальный плацдарм для распространения идей фундаментализма и экстремизма. Хотя некоторым политическим силам крымские татары все-таки пригодились — как своеобразный козырь в большой (и не очень) политике.
Копайте глубже
Вообще, тема исламской угрозы в Крыму дает довольно благодатную почву для размышлений. Так, например, общественность неоднократно волновали слухи о том, что в Симферополе действует исламский молодежный центр «Ар-Раид», финансируемый «Аль-Каидой», или что на горе Ай-Петри возле Ялты действует лагерь по подготовке инструкторов для чеченских боевиков. Формальных подтверждений этому найдено не было, однако и сами лидеры крымскотатарского меджлиса не раз высказывали опасения в связи с «экспортированием» в Крым идей ваххабизма и иных агрессивных исламских течений.
Неоднократно проводились аналогии между конфликтами в Косово и Македонии и сложившейся в Крыму ситуацией. Без сомнения, во всех случаях одной из сторон конфликта выступали этнические группы, исповедующие ислам, но не это становилось главной причиной и поводом к столкновению. Ключ, скорее, надо искать в анализе экономических и социальных противоречий между этническими группами, исторических «обид» и так называемого «бытового национализма». Религиозный фактор же лишь подливал масла в огонь, развивая полемику про защиту от осквернения святых мест, церквей, мечетей и т. д. Поэтому вместо попыток втиснуть тот или иной конфликт в общую картину борьбы с исламским фундаментализмом, проще и эффективнее было бы искать решение конкретной проблемы, анализируя истинные причины ее существования.
«Все средства хороши»?
Но такой вывод не должен успокаивать. К сожалению, многие украинские политики, следуя правилу «вижу цель — не вижу препятствий», на удивление часто и упорно используют крымских татар в своих целях. Представители национал-демократического крыла выступают с меджлисом крымских татар единым фронтом против коммунистов, пророссийских сил и действующей власти. И тем самым невольно порождают аналогии: не случайно же украинские националисты поддерживают отдельных экстремистски настроенных представителей крымскотатарской общины…
В среду, 4 февраля, в Судаке прошел тысячный митинг татар, который начал ряд запланированных акций протеста, приуроченных к 60-й годовщине депортации. Одним из поводов для выступления стал арест крымского татарина по обвинению в избиении славянина. Инциденту, особенно после событий в Веселом, была сразу же придана политическая окраска. Местный меджлис «штурмовал» местное отделение милиции с требованием освободить своего соплеменника.
Участники акции протеста приняли на митинге резолюцию с требованием восстановить Крымско-татарскую национальную автономию, а также поставили вопрос о ликвидация казачества как структуры, «созданной для противодействия крымским татарам». Именно общины казаков повсеместно выступают главным противовесом организованным действиям меджлиса.
И хотя многие лозунги участников крымскотатарского шествия были явно конструктивны и «правильны» — например, «Нет — распродаже земли!», «Нет — геноциду!», «В Крыму не бывать межнациональным конфликтам!», «Прекратить травлю крымских татар!», — общественность подсознательно насторожил такой штрих, как скандирование участниками акции исламского «символа веры» «Аллах акбар!».
В четверг, 5 февраля, довольно популярные в Крыму пророссийские организации (среди которых Русская община Крыма, партия «Русский блок» и организация «Наследники Богдана Хмельницкого») выступили с заявлением, в котором обвинили меджлис крымскотатарского народа в нагнетании вражды и беззакония в Крыму и потребовали от органов власти Крыма и Украины запретить деятельность меджлиса «как незаконной националистической организации, являющейся источником межэтнической напряженности в Крыму». Действие всегда рождает противодействие…
Основная масса рядовых татар не хочет конфликтов и столкновений. С большей радостью они бы встретили улучшение экономической ситуации в регионе, урегулирование земельного вопроса, создание новых рабочих мест. В этом они ничуть не отличаются от других этнических групп Крыма. В том же печально известном поселке Веселое люди смогли мирно провести похороны погибшего односельчанина и даже договориться об организации добровольной дружины для патрулирования, в которую войдут и славяне, и крымские татары.
Однако конфликты экономических интересов лидеров различных этнических группировок и отголоски общеукраинской политической борьбы за власть явно препятствуют мирному сожительству татар и славян в Крыму. Хорошо еще, что в Крыму (пока?) не открыли месторождения нефти или других, столь же дорогих, полезных ископаемых, борьба за которые щедро оплачивается кровью. Но остается главное богатство АРК — благодатная земля бывшей «всесоюзной здравницы», которой, при всем изобилии, все равно меньше, нежели желающих извлекать прибыль из ее использования. А посему полуостров, к сожалению, остается потенциальной болевой точкой гражданского мира в нашем государстве.
Так что украинской элите неплохо бы хоть ненадолго оторваться от схваток на самой вершине властного Олимпа и позаботиться, чтобы «национальный вопрос» во всех его проявлениях никогда и никем не мог бы использоваться для «организации» масс на борьбу за построение светлого будущего — но не народа, нет, а кучки нечистоплотных политиков.
Для поиска решений еще есть время. Ведь взрывы в Украине, слава Богу, пока не гремят…