ОВЦС МП | 05.02.2004 |
дорогие братья и сестры!
В течение двух дней работы VIII Всемирного Русского Народного Собора нам предстоит разговор о взаимоотношениях России и православного мира. Впервые в России, может быть, за последние сто лет эта тема будет главным предметом обсуждения в столь представительном собрании, не будет преувеличением, если скажу, — собрании общенационального уровня. Ведь наш Собор сегодня объединил в зале Московской Духовной академии и высокопоставленных политиков различных уровней, и церковных иерархов, людей науки и культуры, общественных деятелей, и наших соотечественников из-за рубежа. Особенно важно, что наши заседания будут проходить при участии представителей Поместных Православных Церквей и посольств стран православной традиции.
Почему же мы обращаемся к этой теме только сейчас, хотя Всемирный Русский Народный Собор существует уже 10 лет? Почему мы раньше не выносили на соборное обсуждение эту тему, несмотря на то, что в церковных кругах интерес к ней не ослабевал никогда? Мы понимали, что обсуждать широко и серьезно тему взаимоотношений России с православным миром невозможно до тех пор, пока сама Россия не станет осознавать себя страной православного большинства, страной, наследующей богатую православную традицию не только в духовном и культурном планах, но и в социальном, политическом, экономическом. Это мало-помалу стало происходить в последние годы. Конечно, все вдруг не начали жить церковной жизнью и вдохновляться православными идеалами в общественном служении. Тем не менее народ России все настойчивее и яснее демонстрирует свою тягу к обретению ценностных ориентиров в своей жизни на основе православной традиции. Мы наблюдаем этот вектор народного движения и по приходской жизни, и по активности мирян в организации социального служения Церкви, развитии просветительских и культурных проектов.
Соборное движение вносит свою лепту в становление православного самосознания нашего общества. На соборных встречах мы уже обсуждали проблемы власти, межрелигиозных отношений в России и мире, а предыдущий Всемирный Русский Народный Собор был посвящен проблемам экономической этики. Наше убеждение состоит в том, что православная традиция имеет богатый опыт организации трудовых отношений, нравственного регулирования использования экономических ресурсов общества. В течение прошедшего года рабочая группа Собора трудилась над кодексом экономической этики, который должен стать ориентиром для развития форм деловой активности в нашей стране. Кроме того, динамика самой политической жизни в последние месяцы также недвусмысленно свидетельствует о возрастании приверженности нашего народа к традиционным духовным ценностям. Взять, к примеру, недавнюю предвыборную кампанию в Государственную Думу.
Посмотрите, какой живой интерес вызывала религиозная тематика в предвыборных дебатах. Современного российского избирателя серьезно волновала оценка общественных и политических реалий с религиозной точки зрения. Весьма показательно при этом, что партии и движения, заявившие себя как православные или подчеркнуто демонстрировавшие свою «православность», не получили поддержки избирателей. Совсем другие результаты показал подход, предполагавший защиту политических и общественных принципов на основе морали, укорененной в традиционных духовности и культуре. В конечном итоге на выборах, можно сказать, победили не отдельные партии, а ценности, которые в том числе всегда поддерживала и воспитывала в своих чадах Православная Церковь: сильное и независимое государство, свободная и ответственная личность, эффективная и справедливая экономика, защита слабых, крепкая семья, уважение к власти, честный труд.
Православная традиция, настаивающая на приоритете духовных ценностей в жизни людей, не игнорирует ценностей материальных, ибо предполагает ответственное участие человека в усовершенствовании Божьего творения. Возделывание райского сада есть библейский образ соучастия людей в осуществлении Божьего замысла о мире и человеке. Поэтому, воспитывая людей для Царствия Божия, Церковь призвана в то же время содействовать формированию такой личности, которая была бы способна «возделывать сад», устроять лучшую жизнь, делать мир прекрасней. Сохраняя верность богооткровенным нравственным нормам, человек должен быть разумно открыт к новому. Вот почему Церковь всегда обращала особое внимание на образование, долгое время оставаясь практически единственной институцией, осуществлявшей обучение народа. Православная традиция напоминает человеку, что он должен бережно относиться к природе, рачительно используя ресурсы, и не загрязнять окружающую среду. Сохраняя духовные приоритеты в жизни, готовя себя для Царствия Небесного, имея Божий страх в сердце, человек никогда не будет использовать свои знания, опыт, власть и финансовые ресурсы для разрушения. Он не будет во имя личной или корпоративной выгоды «раскачивать лодку» как в социальной и политической жизни, так и в хозяйственной. В этих внешних общественно значимых проявлениях жизни отдельной личности традиционный православный подход имеет важные точки соприкосновения с иными традиционными взглядами, а также с современными идеями о человеке.
И вместе с тем, используя исторические и культурные категории, можно говорить о самобытном пути России. Впервые эта тема была поднята русскими религиозными мыслителями в первой половине XIX века. То было время религиозного и философского пробуждения России, с которого началась ценная традиция осмысления на интеллектуальном уровне российского опыта общественного развития. На эту тему рассуждали выдающиеся философы России: И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, отец Сергий Булгаков, С.Л.Франк, отец Павел Флоренский, Н.А.Бердяев. Они стремились представить целостную православную модель личной и общественной жизни. Эта многомерная модель сопоставима по охвату жизненно важных категорий с западным понятием демократии. Некоторые из них называли эту модель соборностью, которая гармонизирует принцип общественного единства и личной свободы через любовь к Богу и ближнему. Русские мыслители показывали, что в России есть собственные интеллектуальные и исторические достижения, которые составляют ее особенность и индивидуальность.
Эта цивилизационная индивидуальность России не могла не проявляться в ее отношениях с внешним миром. На протяжении столетий она выражалась в расстановке внешнеполитических приоритетов, важная часть которых приходилась на взаимоотношения со странами православной традиции, православными народами и Поместными Православными Церквами. И сегодня появились признаки того, что Россия осознает важность реализации своего духовного и культурного потенциала в отношениях с внешним миром. Прежде всего, это стало заметно из уверенных действий нашего государства, направленных на собирание рассеянных по всему миру россиян. Я имею в виду тех русских по языку и культуре людей, которые проживают сегодня в различных странах. Они оказались за пределами исторической России в результате трагических событий в нашей стране, сначала в результате Гражданской войны, затем из-за развала Советского Союза. Несмотря на то, что эти поколения остаются разными по своей исторической памяти, они принадлежат к одной нации, одной традиции, к которой сегодня возвращается Россия. Это имеет не только цивилизационное, но и прямое практическое значение. До тех пор, пока русские люди, проживающие в разных концах земного шара, смотрят на мир так же, как и мы с вами, с помощью тех же критериев оценивают происходящее, они являются нашими союзниками в тех странах, в которых они живут.
Сегодня Русская Православная Церковь является одним из основных институтов, организующих и поддерживающих связь наших соотечественников с Родиной. В дальнем зарубежье у нас действует более 270 заграничных учреждений. А в государствах СНГ и странах Балтии Русская Православная Церковь остается одной из главных духовных основ общества. Хорошо известно, что государственные органы России также строят сегодня каналы общения с нашими соотечественниками, чтобы поддерживать их общественную и духовную связь с Россией. Для многих сидящих в этом зале не секрет, что наша диаспора не очень-то сплочена внутри. Есть еще группы и сообщества, которые открыто враждуют между собой. Мы верим, что укрепление их связи с Родиной поможет преодолеть расхождения между ними, потому что наша нация не сможет выжить в современном мире, следуя принципу отношений Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.
С большим удовлетворением надо отметить, что сегодня на государственном уровне действуют реальные программы помощи нашим соотечественникам, создаются прецеденты защиты культурных и религиозных прав граждан России и даже православных граждан других государств. В этой области государство и Церковь активно сотрудничают. Например, в вопросе защиты прав православных верующих Эстонии. В этой стране в течение нескольких лет нашей Церкви отказывали в юридическом признании, следовательно, она не могла владеть церковным имуществом. По сути под вопрос было поставлено право православных, сохраняя верность Московскому Патриархату, использовать построенные их предками храмы. Это было грубым попранием религиозных прав людей. Совместно с государственными органами России, прежде всего Министерством иностранных дел и Государственной Думой, нам удалось добиться серьезных подвижек в этом деле, благодаря чему в сентябре прошлого года в эту страну стал возможен визит Святейшего Патриарха Алексия II.
Думаю, что в этих действиях Российского государства кроется больше, чем отстаивание религиозных прав и свобод верующих. Мне видится, что это важный шаг на пути возвращения России к ее исторической роли покровительницы и защитницы Православных Церквей в странах, где православные верующие составляют религиозное меньшинство. В современных международных отношениях эта традиционная миссия нашей страны могла бы осуществляться и в Европе, и на Ближнем Востоке, может быть, еще на других континентах.
Для восстановления целостности исторического сознания нашего народа важно, что Российское государство ищет примирения с представителями эмиграции, оказавшимися за границей в результате Гражданской войны. До сих пор их ценности и идеалы во многом остаются непонятыми в России, не интегрированными в ее историческую память. А это значит, что многие люди, живущие вдали от Родины, чувствуют себя отчужденными от современной России, которая не знает их и не ценит их истории. А эмигранты, в свою очередь, мало знают и понимают нас. И в этой связи были очень символически важными такие действия российской власти, как предоставление, а скорее возвращение, российского гражданства некоторым видным представителям послереволюционной эмиграции, посещение памятных мест за границей первыми лицами государства, их встречи с эмиграцией. В этом деле важны и появление на экранах телевидения России передач и фильмов о жизни наших соотечественников, выпуск книг, включение соответствующих разделов в учебные пособия школ, колледжей, университетов.
Однако самым, может быть, важным шагом последних месяцев по примирению разрозненных общин русского мира стал наконец-то сдвинувшийся с мертвой точки процесс объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Особенную миссию в этом процессе исполнил Президент России, лично передав главе Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру приглашение от Святейшего Патриарха посетить Россию. Потому что именно отношение к социально-политическому строю, образовавшемуся в России после 1917 года, раскололо Церковь. Политика государственного атеизма оттолкнула часть русской эмиграции и посеяла недоверие к российской власти. Но теперь власть и общество в России изменились, и это становится все более очевидно для представителей Зарубежной Церкви.
На пути к единству уже проделана важная работа. В России побывала представительная делегация Русской Зарубежной Церкви. Участники пастырского совещания и Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви в Америке высказались за диалог, за продвижение к главной цели — полноте церковного общения. Обеими сторонами учреждены комиссии по рассмотрению проблем, препятствующих осуществлению этой цели.
Я уверен, что это очень важное дело. Некоторые прагматики в нашем обществе говорят, что Зарубежная Церковь — это всего три сотни приходов, что по сравнению с Московским Патриархатом кажется почти не заметным. В данном случае статистические мерки неприемлемы. Мы должны понимать, что речь идет о восстановлении целостности национального сознания, о возвращении русского народа на дорогу его исконных ценностей. Взаимное примирение и покаяние с помощью Божией несут мощный заряд для будущего развития России. Воссоединение будет иметь целительное воздействие на ситуацию внутри России, уставшей от различного рода сепаратизмов.
Но для России русский мир — это не этническое понятие. Русский мир включает в себя и все народы, принадлежащие к другим религиям, но разделяющие одни ценности общественной жизни вместе с русским народом. Именно Россия, осознающая себя православной, способна поддерживать в единстве различные культуры. В течение веков Россия выработала механизм сосуществования различных культур и религий, которые принимают одни общественные ценности, но сохраняют свою религиозную самобытность. Даже тот факт, что, имея значительное мусульманское меньшинство, Россия может без внутреннего конфликта строить отношения с исламским миром, не противоречит ее православному сознанию, если при этом учитываются интересы православного большинства страны.
Предпринимая активные попытки консолидации русского мира, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье, Россия неизбежно подходит к проблеме взаимоотношений с православным миром, состоящим из представителей других этносов и наций. Что же представляет из себя современный православный мир? По некоторым оценкам численность православных христиан составляет около 300 миллионов, больше половины из которых относятся к Русской Церкви. Конечно, все Автокефальные Поместные Церкви равны в своем достоинстве, независимо от того, сколько у них членов, представляют ли они собою Церкви большинства или составляют меньшинство, живущее в иноверном, либо инославном окружении.
Социально-политическое тело православного мира составляют государства православной традиции, на формирование культур которых Православие оказало решающее влияние. Это Болгария, Белоруссия, Греция, Кипр, Молдавия, Республика Македония, Россия, Румыния, Сербия и Черногория, Украина. Также к православному миру относятся народы, составляющие вероисповедное меньшинство в странах проживания, но являющиеся устойчивыми культурно-этническими образованиями. К ним относятся части американского, арабского, албанского, польского, чешского, словацкого, финского и других народов. Наконец, новым элементом и весьма динамичным, являются диаспоры православных народов, как правило, проживающие в странах западной традиции.
Сегодня не только страны православной традиции стали задумываться о месте и роли православной цивилизации в современном мире. Некоторые представители других цивилизаций нам говорят, что православный мир — это «мост» между западной и исламской цивилизациями. Однако совершенно очевидно и то, что православные страны и народы не могут быть только «мостом», но у них есть своя роль и свои потребности самореализации в окружающем мире? Мы являемся наследниками цивилизации, которая сохраняет и развивает лучшие духовные, философские, государственные и юридические идеи Греции, Рима, Византии. Православная цивилизация создала много государств. На протяжении веков она была притягательной для многочисленных народов, видевших в принятии ее ценностей приобщение к высшему источнику жизни, а также к богатому человеческому опыту. Образцом взаимоотношений между народами и государствами в православном мире был и остается идеал взаимного служения, а не доминирования одного народа над другим. Служение в международных отношениях означает использование тех даров, ресурсов и ценностей, которыми обладают по воле Божией православные народы, во имя общих целей и для братской помощи друг другу. В православном мире принцип служения и соработничества содействует реализации права любого народа на свободное самовыражение независимо от его численности и богатства.
XX век нанес сильный удар по этим идеалам православного мира. С установлением монополии государственно-атеистической идеологии в России и других странах Центральной и Восточной Европы во взаимоотношениях между православными странами произошли серьезные искажения. Идея служения сменилась идеей блока, основанного на общности идеологии и подчиненного одному центру. Произошли те неоднозначные события, которые до сих пор осложняют отношения православных народов и искажают образ России среди них. До сих пор еще можно, к сожалению, слышать рассуждения о том, что от России надо защищаться, выстраивать противовес ее якобы имперским устремлениям. Настало время перевернуть эту страницу и вернуться к исконным ценностям православной цивилизации, прежде всего, к идеи совместного служения общим ценностям.
Большинство стран православной традиции вскоре станет членами Европейского Союза. А, например, Греция уже давно является членом Европейского Союза. Для некоторых кандидатов это членство наступит уже с мая этого года, а для других через несколько лет. Эти страны выбрали путь интеграции в западный мир и твердо следуют намеченному курсу. Также и современная Россия стремится строить с Евросоюзом и вообще с западным миром самые тесные отношения. Этот курс на открытость и сотрудничество с Западом говорит о совпадении главного вектора внешней политики всех стран православной традиции.
У этой тенденции есть свои объективные причины и отнюдь не только прагматические, обусловленные понятным желанием дружить, общаться и сотрудничать с экономически сильными и преуспевающими партнерами. Исторически идея единой Европы восходит ко времени неразделенной Церкви, единого христианского мира. При всех трагических разделениях христианства, при всей секуляризации и либерализации образа жизни и общественных идеалов Запад продолжает сохранять генетическую связь с общим христианским наследием. Это наследие существует вопреки желанию некоторых западных политиков и общественных деятелей утверждать обратное. И это общее наследие придает некий силовой вектор процессу интеграции двух частей единой Европы.
Участие России и европейских стран православной традиции в интеграционных процессах должно сопровождаться твердым желанием сохранить свою национальную самобытность. Культурная унификация, потеря национальной специфики в условиях нарастающей интеграции будут означать цивилизационную катастрофу. Именно поэтому сегодня, как, может быть, никогда ранее, следует подчеркивать важность многополярного устройства человеческой цивилизации, при котором каждая страна не только сможет влиять на принятие важных общемировых решений, но и жить согласно ценностям своих народов.
Проблема интеграции в европейские структуры и потребность сохранить и защитить свою цивилизационную идентичность могут решаться странами православного мира одновременно. Для решения этих задач Россия может способствовать развитию сотрудничества стран православной традиции. С разными странами — на различных уровнях консолидации: от тесной политической и экономической интеграции на пространстве СНГ до создания постоянно действующих механизмов общения с православными странами, вошедшими в Европейский Союз.
Русская Православная Церковь придает всем этим вопросам очень большое значение. У нашей Церкви есть официальное представительство при Европейском Союзе. Мы работаем в тесном контакте с другими Православными Церквами. Так, недавно Православные Церкви активно представляли свою позицию во время работы Европейского Конвента, созванного для выработки проекта Конституции Европейского Союза. Совместными усилиями всех традиционных Церквей Европы удалось отстоять сложившиеся в каждой стране Евросоюза национальные системы церковно-государственных отношений. Также мы поддержали внесение в проект Европейской Конституции положения о создании механизма консультаций органов ЕС с религиозными организациями по различным вопросам общественной жизни. К сожалению, нам не удалось отстоять внесение в преамбулу Конституции слов о христианском наследии Европы, что декларировало бы важность христианской традиции не в меньшей степени, чем либерально-гуманистического мировоззрения. Наша Церковь будет и дальше продолжать работать с органами ЕС для того, чтобы православные ценности заняли достойное место в Единой Европе. Для нас это жизненно необходимо, поскольку в мае этого года страны Балтии, где живет многомиллионная паства Московского Патриархата, войдут в Европейский Союз.
Отрадно, что за прошедшее десятилетие церковная инициатива была не единственной. На уровне Государственной Думы велась очень серьезная работа по строительству связей между православными депутатами европейских стран. Начиная с 1993 года, в рамках европейского православного мира работает Европейская межпарламентская Ассоциация православия, которая возникла по инициативе парламента Греции и работает при активном участии и возглавлении со стороны российских депутатов и политиков. Эта организация поддерживала контакты между православными членами парламентов европейских стран, организовывала заседания и конференции по актуальным вопросам православного мира. За эти годы Ассоциация стала самой последовательной и устойчивой государственно-общественная инициативой в рамках православного мира. В развитии общественных и политических связей между странами православной традиции уже несколько лет играет Международный фонд единства православных народов.
Думаю, что сегодня пришло время для систематических и серьезных инициатив по консолидации православного мира на всех направлениях. Будем надеяться, что начатый на Всемирном Русском Народном Соборе разговор приведет к появлению политических, общественных и культурных проектов в рамках православного мира, которые послужат как более тесному сближению наших народов, так и их плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству с другими нациями.
И в заключении хотел бы подчеркнуть значение духовной составляющей для консолидации православного мира. Поместные Церкви соединены друг с другом теснейшими узами мистического единства. Они составляют Единую Церковь Христову, в которой и через которую преодолевается человеческие разделения. И пока сохраняется это единство, сохраняется надежда на единство православного мира.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 3 февраля 2004 года