Интерфакс | 02.02.2004 |
Мукаддас Аббасович, Вы возглавляете общероссийское общественное движение «Мусульмане России». Какой след оставила эта организация в истории мусульманства, чем ее деятельность была ознаменована в минувшем году?
Общероссийское общественное движение «Мусульмане России» переживает своего рода второе рождение. Организация молодая, но, тем не менее, большая часть общественной и просветительской деятельности, связанная с исламом в России, связана с ней. Если говорить конкретнее, то, во-первых, в конце июня 2003 года мы провели в Саратове научно-практическую конференцию «Взаимовлияние культур и цивилизаций». На конференции обсуждалось значение межэтнического и межконфессионального общения, опыт которого накапливался в течение тысячелетий, а также вопросы взаимного восприятия культур и цивилизаций в современной России, истоки этнических конфликтов и пути их решения.
Наше движение также принимает заявления по всем значимым событиям в стране и в мире.
Немаловажное значение мы придаем, в частности, нашему участию в жизни мусульман Украины. В конце декабря наша делегация ездила в Донецк на очередной съезд мусульман Украины. Кроме того, мы проводим регулярные встречи с разными людьми, выступаем с лекциями, то есть ведем активную просветительскую деятельность.
В 2004 году мы планируем провести общероссийскую конференцию, где будем обсуждать насущные проблемы российской уммы (общины). Возможно, что конференция пройдет уже до президентских выборов.
Мы также участвуем в организации учебных процессов. Если говорить о Саратове, то это и организация летних лагерей отдыха для детей, спортивных состязаний, проведение образовательных курсов для мусульман, на которых в настоящее время занимаются более ста человек, и другие мероприятия.
Кроме того, мне бы хотелось отметить нашу благотворительную деятельность. Мы ее не афишируем, но нас иногда упрекают за то, что мы помогаем только мусульманам. Скажу, что в то сложное время, когда был большой поток вынужденных переселенцев из Северного Кавказа, наше управление опекало 10 тысяч переселенцев. Мы поставили им продукты питания, одежду на сумму более 4 миллионов рублей. И мы никогда не делили этих людей по вероисповеданию, хотя по подсчетам миграционной службы около 50% из получавших нашу помощь переселенцев были не мусульмане. Поэтому благотворительность — это одно из направлений нашей деятельности, которым мы по-настоящему гордимся.
Как и с кем движение «Мусульмане России» выстраивает линию политического сотрудничества?
Я человек, придерживающийся центристских взглядов. Один из сопредседателей движения — Шамиль Султанов — придерживается более консервативных взглядов. Он прошел в Государственную думу в блоке «Родина». Заместитель председателя движения Али Вячеслав Полосин — центрист. Поэтому наше направление — это центр. Мы поддерживаем все рациональное, что выдвигают основные политические партии страны и готовы со всеми сотрудничать.
Как Вы относитесь к параллели, зачастую проводимой между исламом и терроризмом? Каковы на Ваш взгляд истоки такой параллели?
Отношусь, безусловно, отрицательно. Потому что по-настоящему нет никаких параллелей между исламом как монотеистической религией, которую проповедуют и придерживаются более миллиарда человек, и терроризмом, который имеет совершенно другие корни — нищета, несправедливость в распределении всего того, что есть в нашей жизни.
Если говорить об истоках, то я думаю, они исходят оттого, что сегодня одна держава пытается всем абсолютно диктовать свои условия. И не только в экономической, но и в духовной, культурной сфере, которая больше волнует людей. И эта держава — Соединенные Штаты Америки. Я считаю, что это неправильно. Они хотят нам подарить демократию, как они это понимают. А мы демократию понимаем совсем не так, как американцы. Почему же мы должны следовать тому, что американцы считают правым?
Я думаю, что корни параллели, проводимой между исламом и терроризмом, уходят туда. И, кстати, когда говорят о терроризме, почему-то акцентируют внимание только на мусульманстве. Это не заслуженно. Разве среди террористов мало приверженцев другой веры?
Некоторые наблюдатели считают, что в последнее время наблюдается излишняя политизация ситуации вокруг ислама в России? Каково Ваше мнение на этот счет?
Мы на эту тему тоже много говорим. Думаю, что акцентирование политизированности ислама происходит, прежде всего, потому, что часть элиты, принимающая решения, в том числе и в вопросах идеологии, не хочет вникать в суть проблем. Я поясню. Для того, чтобы мусульмане не только на словах, а на деле имели сегодня в России возможность чувствовать себя полноценными гражданами, необходима, прежде всего, перспективная национальная политика, изменение учебных программ особенно по истории, организация нормального исламского учебного процесса. И, слава богу, мы видим, что поддержка, в том числе и со стороны президента, есть. Но дальше по вертикали вниз эта поддержка и старание реализации каких-то планов на определенных этапах затормаживается.
Мы говорим, что нужно финансировать, хотя бы частично, исламскую учебную программу. Говорим давно, но, к сожалению, воз и ныне там. Говорим об этом и на местах. К примеру, в нашем регионе действуют несколько медресе. Но, к сожалению, сельские жители не могут оплачивать свое проживание и обучение в городе. Просим, окажите какую-то минимальную поддержку людям, чтобы они могли изучать ислам не по брошюрам, которые приходят непонятно откуда, а по учебникам теологии. Кивают головой, но дальше понимания нет. А вот если кто-то скажет что-то экстравагантное, то на этом акцентируется все внимание, и говорят — вот вам политический ислам!
А то, что мусульмане каждый день работают, занимаются созидательным трудом, испытывают такие же, как и все, трудности, никто не замечает. И власть может хотя бы минимально помогать, мы же понимаем, что сегодня жизнь сложная, что в бюджете нет денег на серьезную помощь, но вместо этого… Взять хотя бы земельный налог. Раньше религиозные организации не платили за землю, сейчас с нас плюс ко всему взимают плату за землю. И если мы будем молчать, то знаете — политического ислама не будет. А если мы будем эти вопросы поднимать, сразу появится политическая подоплека вопроса.
Как в целом Вы оцениваете современную ситуацию в Чечне, в Ираке и в целом в мусульманском мире?
Если говорить о Чечне, то там ситуация очень сложная. Там не простая экономическая ситуация. Должна быть определенная политика, учитывающая менталитет тех или иных регионов и народов, проживающих на территории Российской Федерации. Без такого подхода, я говорил всегда, и говорю сейчас, проблему не решить. К примеру, царское правительство находило возможности и договариваться, и искать какие-то компромиссные варианты. И те же горцы показывали чудеса героизма в отстаивании интересов Российской империи.
Об Ираке я не хочу говорить, там совершенно другая ситуация. Эта суверенная страна, оккупированная без решения международного сообщества. И к вопросу о ситуации в Ираке отвечу вопросом на вопрос: вот если бы мы американцам не понравились, и они нас также оккупировали бы, что бы мы тогда делали?
Ваш прогноз развития событий в исламском мире, и как это может повлиять на Россию? В целом, если говорить об исламском мире, то мы живем в ХХI веке — переломном времени развития человечества. Исламский мир ищет свое место в современной жизни. Я абсолютно уверен, что перспектива за исламом.
Когда говорят — ислам, почему-то все думают, что это арабы, тюрки… Когда говорят — ислам, все думают, что это нечто чужое, инородное. Ислам — это жизнь по законам Создателя. И вот когда человечество это осознает, и эти психологические грани невосприятия будут стерты, думаю, что многие проблемы будут сняты.
Что касается России, то мы уже сегодня видим, что в самое ближайшее время в мире геополитическими центрами будут Китай, Запад и исламский мир.
Существуют ли, на Ваш взгляд, проблемы распространения ислама в России?
Конечно существуют, и самые серьезные. Мусульмане сами виноваты, в том, что происходит сегодня в их жизни. Если не во всем, то во многом. И основная проблема возрождения духовности — это проблема самих мусульман. Сегодня говорят о том, что общество больно исламофобией. Ваши коллеги и братья по перу очень много говорят с экранов и пишут негативного по поводу ислама. Никто о нас не будет писать объективно, если мы сами о себе не расскажем. А кто мешает сегодня мусульманам-бизнесменам, вместо того, чтобы тратить миллионы в казино, инвестировать эти деньги в издательскую, информационную деятельность и рассказать о мусульманах много того хорошего, что на самом деле есть? Или направить эти средства на образовательную деятельность? Поэтому главная проблема в распространении ислама — в пассивности самих мусульман.
Саратовская область — многонациональный регион, где проживают представители 112 национальностей. Как складываются отношения Духовного управления мусульман с представителями других конфессий?
Русская православная церковь — это самая большая конфессия в России и у нас в области. Мы с православными являемся как бы государствообразующими конфессиями. Поэтому на территории Саратовской области у нас, слава богу, все нормально, никаких трений и вопросов не возникало ни при предыдущих епископах, ни тем более сейчас. У нас наладились хорошие отношения с новым главой Саратовской епархии — епископом Лонгиным. Это грамотный и всесторонний развитый архиерей. Я думаю, что эти отношения будут только развиваться.
С другими конфессиями отношения тоже хорошие, ровные. Но чтобы мы были ближе в человеческом плане, должна быть инициатива не только от нас, религиозных организаций, но и от власти. Я помню несколько лет назад у нас существовал при губернаторе совет по связям с религиозными организациями. Мы собирались, обсуждали свои проблемы. Но его не стало, а очень хочется, чтобы такой совет религиозных деятелей был.
Как Вы оцениваете положение дел со строительством новых и восстановлением старых мечетей в Саратовской области?
Я никогда не был сторонником усиленного строительства храмов. У нас мечетью может служить любое помещение, где люди могут совершить молитву. И еще один немаловажный фактор — многие не знают, что в исламе нет института церкви, люди начинают строить мечети, когда у них возникает потребность в этом.
Сейчас на территории области порядка 25 мечетей, хотя религиозных организаций в два раза больше. Я не могу жаловаться, что здесь есть проблемы. В целом власть помогает. К примеру, в Петровском районе большую лепту в открытие мечети, в ее ремонте и оборудовании внес глава администрации Николай Бабанский. В Перелюбском районе в селе Кучумбетово и глава местной администрации, и глава района оказывают помощь и поддержку в строительстве мечети. В Вольском районе то же самое. И потом, помощь ведь тоже разная бывает. Бывает, что моральная поддержка тоже много стоит. К примеру, губернатор Дмитрий Аяцков новой мечети Саратова подарил такую люстру, какой аналогов в России нет. Ее высота 5 метров!
Власть должна помогать не столько в строительстве храмов, сколько в организации учебного процесса, и создании благоприятной атмосферы для деятельности религиозных организаций. С этим у нас относительно благополучно. Поэтому мы благодарны руководству Саратовской области и лично Дмитрию Федоровичу, что в таких сложных экономических условиях нас поддерживают и помогают.
Посещение Мекки и Медины хотя бы один раз в жизни является священной обязанностью каждого мусульманина. Планируете ли Вы в этом году совершить хадж в Саудовскую Аравию, и сколько паломников будет из Саратовской области?
В последние годы наблюдается рост числа саратовских паломников. Раньше наши паломники ездили по приглашению короля (Саудовской Аравии — ИФ). Теперь процедура посещения Мекки и Медины изменилась. Если в прошлом году хадж совершили 9 наших земляков, то в этом году их уже 20.
Поездка в святые места обходится от $ 1200 до $ 1600. И едут туда паломники за собственные средства, либо средства спонсоров. Понятно, что не каждый может себе позволить такую поездку. Хотя я знаю, что некоторые регионы, в частности, Чечня, Башкирия, Тюмень, Самара выделяют средства на поездку паломников. Мы тоже хотим обратиться к губернатору с просьбой о выделении малоимущим мусульманам региона средств на поездку. Думаю, что область ежегодно могла бы профинансировать поездку 10 паломников.
Я совершил в своей жизни четыре хаджа, и не планировал в этом году совершить большой хадж. Но у меня бывает очень много приглашений на различные конференции. Если такая поездка будет, конечно малый хадж там совершим.
29 января 2004 г.