В середине 2003 года на Тверской земле у истоков Волги родилась инициатива, призванная в современных условиях развития православно-славянской (восточнославянской) цивилизации содействовать духовно-нравственному возрождению народов России, дальнейшему укреплению единого историко-культурного и геополитического пространства Беларуси, России и Украины. Инициаторами проекта выступили настоятель Никольского храма у истоков Волги отец Валентин, наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Вассиан и профессор, доктор исторических наук С.М. Небренчин. Их поддержали главы муниципальных образований «Осташков» и «Пеновский район», руководство Тверской области. Благословил начинание архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Соответствующее обращение с просьбой о благословении было направлено в адрес Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Наш корреспондент встретился с настоятелем Никольского храма у истоков Волги отцом Валентином.
— Отец Валентин, что было побудительным мотивом для подобного проекта?
— Известное пророчество о великом будущем России Серафима Саровского, столетний юбилей прославления которого 1 августа 2003 года отмечали народы Беларуси, России и Украины. В нем говорится: «И сольются земли и народы славянские, как реки, в одно великое море Русско-Славянское, пред которым в трепете будут все народы, и другого царства более могущественного не будет на земле». Пророчество Серафима Саровского также указывает на появление «третьей столицы объединенного Русско-Славянского мира между Санкт-Петербургом и Москвой на святом месте».
— Уже состоялись какие-то конкретные действия в рамках этого грандиозного проекта?
— Летом 1999 года прошел объединительный международный Патриарший Крестный ход по водам Волги, Днепра и Западной Двины в честь 2000-летия Рождества Христова. Его участники, начав движение от истока Волги, прошли в общей сложности около 10 000 километров и завершили Крестный ход в Москве у храма Христа Спасителя. Такое религиозное действие стало убедительным примером духовного единения братских православных народов на пути преодоления собственной национальной неполноценности, духовного бессилия и душевной растерянности. Юбилейный Крестный ход поддержали президенты, парламенты и правительства Беларуси, России и Украины.
— Почему именно Тверская земля выбрана местом для строительства «третьей столицы»?
— На Валдайской возвышенности берут начало три великие славянские реки — Волга, Днепр и Западная Двина, Это место сегодня остается притягательным не только для сотен тысяч россиян, белорусов и украинцев, но и для многих граждан других народов мира. В настоящее время движение представителей светской и церковной властей Тверской области по укреплению духовного единства народов Беларуси, России и Украины получило название «Объединительной Тверской инициативы». К ней уже проявили интерес в Болгарии, Сербии и Черногории, В России и Беларуси в поддержку «Объединительной Тверской инициативы» выступили ряд депутатов Федерального Собрания РФ и Национального Собрания РБ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, руководство Постоянного Комитета Союзного государства, Федерации независимых профсоюзов России, Фонда Св. Апостола Андрея Первозванного и Фонда «Центр национальной Славы России», а также Администрации президента РФ.
Мы подготовили «Воззвание к народам, президентам, парламентам, правительствам и высшей церковной власти России, Беларуси и Украины». В нем, в частности, говорится: «Почти тысячу лет государственность России строилась, крепла и процветала на незыблемом религиозно-нравственном основании православной веры, у истока которой стоял Великий князь Владимир — креститель и объединитель Руси. Исторический опыт развития России убеждает, что только в объединении усилий государства, церкви и народа в деле служения Богу и Отечеству мы сможем найти пути к возрождению и обрести спасительное национальное единство. Только воцерквление всей нашей жизни сможет остановить сегодня разрушение души нашего народа. Без этого никакая экономическая мощь государства не способна компенсировать оскудение его духа».
— Что планируется сделать уже в ближайшее время? — Весной 2004 года мы хотим высадить Славянский сад Владимира Великого у истоков Волги возле стен древнего Ольгина монастыря. Одновременно с этим планируем заложить камни в основание Славянской обители милосердия, Соборного храма Владимира Великого и Славянского посада Владимира Великого, которые будут знаменовать начало формирования духовно-культурного центра возрождения народов Беларуси, России и Украины. Это действие предполагается осуществить «соборно» при участии высшей государственной и церковной властей Беларуси, России и Украины, представителей властных органов всех регионов и епархий Русской Православной Церкви трех стран.
В дальнейшем мы предполагаем у истоков рек Волги, Днепра и Западной Двины приступить к созданию белорусского, великоросского и украинского (малоросского) народных домов (поселений) в качестве составных частей единого Славянского народного дома. Их возведение и постройку думаем осуществить с учетом национально-культурных и духовных традиций православных народов этих стран.
В строительстве посада Владимира Великого примут участие представители всех народов Беларуси, России и Украины, которые смогут привнести свои культурно-исторические особенности в создаваемый «неповторимый архитектурный лик православно-славянской цивилизации».
Реализация «Объединительной Тверской инициативы» может содействовать духовно-нравственному подъему народов Беларуси, России и Украины, объединению усилий светской и духовной властей в деле сохранения и упрочения дружбы и братства между народами трех стран, восстановления традиций милосердия, благотворительности и служения идеалам мира и добра.
Для того чтобы наши надежды на скорейшее слияние родовых истоков в единое Русско-Славянское море сбылись, необходимо приложить немало усилий всем нашим соотечественникам, живущим в России, Беларуси и на Украине. Ведь нет греха, когда ты падешь под ударами судьбы, величайший грех — не подняться и не побороть тьму, овладевшую нашими умами и сердцами.
— Отец Валентин, а что вас связывает с Беларусью?
— Прежде всего, мои корни из Беларуси, мать родилась в городе Лида, что в Гродненской области. В Молодечно с 1975 по 1987 годы я работал главным инженером проекта завода легких металлоконструкций, одного из крупнейших в стране. Завод строил от первого колышка до пуска на полную мощность. До сих пор дружу со Станиславом Ивановичем Самариным, первым директором этого завода. Знал многих руководителей Беларуси, в том числе П.М. Машерова. Моим первым духовным наставником был протодьякон митрополита Филарета Леонид Божко, благодаря ему я и встал на путь священничества. Как вы знаете, я настоятель Никольского храма у истока Волги и храма Святой Троицы на острове Божье дело. Кроме того, недавно архиепископ Тверской и Кашинский Виктор освятил камень в основание храма у истока Западной Двины. Наши главные восточнославянские реки — Волга, Днепр и Западная Двина — должны стать руслами братства, соединяющими нас в один народ.
— Успехов вам в этом великом деле!
Москва
По оценкам отечественных и зарубежных экспертов и специалистов, сакрально-метафизическое я геоисторическое значение вершины Валдай («земли истоков») состоит в том, что данная территория является «колыбелью восточнославянского рода», называется «ключом» к «сердцевинной территории» Евразийского континента, который лежит в центре мира («мирового острова»). Через «ключи» (истоки рек на вершине Валдай) проходит «географическая ось истории». В географическом плане русла рек выполняют функции усиления центростремительных процессов в биосфере на современных территориях Беларуси, России и Украины. Эта территория называется «великим водоразделом планеты». По данным ЮНЕСКО, она является наиболее чистой территорией Евразии. Здесь формируются гидрогеологические процессы, активно влияющие на климат и водоснабжение Европейской части континента Евразии, а также присутствует мощная «благотворительная» энергетика космического происхождения. На планете Земля это единственный и главный «географический сакральный плацдарм» для влияния и контроля над развитием мировых процессов.
Беседовал Алексей Константинов.
28 января 2004 г.