Кремль.org | Юрий Чернышов | 29.01.2004 |
Если говорить о виновниках конфликта, то для меня нет сомнений, что виноваты обе стороны. Инициаторы выставки не могли не понимать, что некоторые их экспонаты, критикующие «ханжество и мракобесие», способны оскорбить религиозные чувства верующих. Организаторам явно изменило чувство меры. С другой стороны, это вовсе не оправдывает тех, кто пришел громить выставку. Эти люди не использовали легальные средства защиты своих интересов, они совершили очевидное правонарушение. Однако хуже всего то, что некоторые церковные идеологи пытаются сейчас возвести это групповое хулиганство (ст. 213 ч.2 УК) в ранг примера для подражания и даже подвига, за который предлагается представить «этих шестерых православных граждан к правительственным наградам» (!).
Цитата о «шестерых православных гражданах» взята из весьма специфического документа — письма протоиерея Александра Шаргунова, настоятеля того самого храма в Пыжах, алтарники и прихожане которого совершили свой групповой «подвиг». Обращает на себя внимание то, что автор — не простой священник: он является еще и председателем Общественного Комитета «За нравственное возрождение Отечества». Адресовал он свое письмо не куда-нибудь, а в комитет Госдумы по безопасности, известному господину В. Илюхину. Уже сами эти факты настораживают: похоже, в данной истории задействованы отнюдь не простые оскорбленные верующие, а некие силы, весьма близкие к политике.
Это впечатление полностью подтверждают и содержание, и стиль письма, по своему жанру напоминающего донос в «компетентные органы». Судя по всему, автор много лет собирал досье на Музей и Общественный Центр им. А.Д. Сахарова. Среди прежних грехов этого учреждения упоминается то, что оно «пропагандировало антиобщественные идеи, защищая бандитов и преступников» (т.е. выступало против войны в Чечне), получало финансирование от Бориса Березовского и т. д. Из этого делается вывод: Центр оскорбляет население России, «в основном отождествляющее себя с Православием», поэтому надо «провести расследование деятельности… и наказать виновных»; кроме того, нужно «принять меры к закрытию» этого «маргинального и антиобщественного учреждения».
Честно говоря, при чтении этого письма как-то не верится, что это писал настоящий священник, пусть даже и защищающий шестерку прихожан. Здесь нет ни мудрости, ни прощения, ни святости. Налицо политический манифест воинствующего клерикализма, оправдание любых методов подавления неугодных — от хулиганских погромов до использования карательной мощи государственной машины.
Как известно, в начале XX в. в России уже были апробированы методы черносотенной реакции для борьбы против инакомыслия. Это не принесло ничего, кроме катастрофической дискредитации авторитета и церкви, и государства. Нужно уметь извлекать уроки из истории. В современной России церковь отделена от государства, мы — многонациональная и многоконфессиональная страна, и любые попытки превратить одну из религий в обязательную и государственную означают подрыв единства страны, нарушение конституционных прав граждан. Стоит ли превращать еще недавно гонимую церковь в гонительницу? Хотелось бы верить, что в руководстве Русской православной церкви будут преобладать более мудрые и взвешенные подходы.
Что же касается Музея и Общественного Центра им. А.Д. Сахарова, то в целом его просветительская деятельность представляется мне весьма полезной. Однако его сотрудникам тоже нужно извлечь уроки. Лучший способ пропаганды толерантности — собственный пример. Не стоит противопоставлять одной тенденциозности другую. Не стоит провоцировать оппонентов на агрессивную реакцию, ибо это не приносит конструктивного диалога. Лучшим выходом из этой ситуации было бы не углубление конфронтации, а налаживание сотрудничества в том, что объединяет — в воспитании духовной культуры, уважения к традициям и ценностям всех народов, которые проживают на территории России.
Председатель Совета общественного движения «Конгресс интеллигенции Алтайского края», доктор исторических наук, профессор Ю.Г. Чернышов
ПРИЛОЖЕНИЕ: Справка (подготовлена директором музея Ю.В. Самодуровым)
Выставка «Осторожно, религия!», в которой приняли участие около 40 художников, открылась в музее 14 января 2003 г и была разгромлена 18 января шестью хулиганами. (за 4 дня выставку посетило около 20 человек, еще около 60 гостей было на вернисаже). Прибывший по вызову смотрителя зала наряд милиции задержал хулиганов, а отдел дознания ОВД Таганского района УВД ЦАО г. Москвы возбудил против них уголовное дело по факту хулиганства. 12 февраля 2003 г. Государственная Дума РФ приняла Обращение к Генеральному прокурору В.В.Устинову, в котором попросила его «незамедлительно провести проверку по факту разжигания религиозной вражды организаторами выставки «Осторожно, религия!» и 28 февраля соответствующее уголовное дело по факту проведения выставки было возбуждено прокуратурой ЦАО г. Москвы. В августе Замоскворецкий суд г. Москвы признал незаконным постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела против разгромивших выставку хулиганов, а впоследствии следователь следственной части УВД ЦАО г. Москвы с согласия прокурора ЦАО г. Москвы прекратил данное уголовное дело. Поданная музеем кассационная жалоба на действия федерального судьи Замоскворецкого районного суда не была принята и рассмотрена. Московский городской суд трижды — незаконно и без объяснения мотивов — отказал в рассмотрении вышеупомянутой кассационной жалобы. Разгром выставки поддержал и кампанию против музея ведет Общественный комитет «За возрождение Отечества» под руководством священника Александра Шаргунова (с соответствующими заявлениями и циркулярами Комитета можно познакомиться на его сайте: http://www.komitee.r2.ru/2Art.htm). Следователем по особо важным делам прокуратуры ЦАО г. Москвы г-ном Ю.А. Цветковым в конце декабря 2003 г. предъявлено обвинение одному из художников и двум сотрудникам Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова в совершении ими уголовного преступления, предусмотренного ст. 282. УК РФ, а именно — «в совершении действий направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц, по признакам национальности, и отношения к религии совершенные публично», а применительно к сотрудникам музея — «с использованием служебного положения». С обвиняемых была взята подписка о невыезде за пределы г. Москвы.
28 января 2004 г.