Русская линия
Труд А. Королев29.01.2004 

Раскольничья бездна
В Москве продолжаются рождественские чтения

Представьте: Германия ведет войну против Советского Союза, а в центре Берлина, в маленьком домовом храме продолжает служить русский православный священник Григорий Прозоров, поминающий имя Блаженнейшего митрополита Московского Сергия. Гестапо давно подозревало отца Григория в том, что «он поддерживает пробольшевистские тенденции». Из отчета о его допросе в 1938 году: «Он единственный из проживающих в Германии представителей православного духовенства, который признает митрополита Сергия из Москвы». В 1943 году отец Григорий мученически погиб в гестаповских застенках…

С этого яркого примера верности и жертвенной любви пастыря к Матери-Церкви начал вчера выступление председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, где продолжились Рождественские чтения. «Мученик — это свидетель о Христе, о вере, — сказал иерарх. — В случае отца Григория — это свидетель важности и спасительности служения единству Церкви».

«Основные озабоченности в сфере внешнего служения Московского Патриархата» — так назывался доклад митрополита Кирилла. Один из фрагментов этого выступления стал своеобразным продолжением поднятой вначале темы верности Матери-Церкви, готовности православного христианина до конца служить ее единству. Речь в этой части доклада шла о религиозной ситуации в Украине, где скандально известные лица уже который год в угоду своим амбициям подрывают единство канонической Украинской православной церкви.

— Часть украинских раскольников хотела бы опереться на Константинопольский Патриархат, чтобы обеспечить признание своего существования со стороны мирового Православия и таким образом создать на территории Украины параллельную православную юрисдикцию, — говорил докладчик. — Нами была проведена целая серия переговоров с Константинополем, в результате которых, я думаю, его представители ясно осознали, во-первых, масштаб проблемы и, во-вторых, поняли природу раскольнических явлений в Украине.

По словам выступавшего, представителям Константинопольского Патриархата дали возможность познакомиться с личными делами архиереев-раскольников, с их жизненным путем. И открылась такая бездна порока и греха, перед которой не может не содрогнуться ни один здравомыслящий человек.

— Да, раскол — это всегда боль, всегда страдание, — продолжал митрополит. — Но вместе с тем раскол — это и возможность локализовать порок. Поэтому не нужно слишком драматизировать проблему раскола, который выявил все, что действительно было балластом для канонической Украинской православной церкви. И это содействовало тому, что постепенно меняется и отношение Константинополя, и уже давно изменилось отношение Вселенского Православия к теме украинских расколов. Сегодня мы имеем очень высокий уровень согласия по оценке происходящего в Украине.

28 января 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru