Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова, Екатерина Бабкова, Константин Ключевский, Виктор Афанасьев | 27.01.2004 |
Назидать «представлениями о святости»
Открывая в Кремлевском дворце XII Рождественские чтения, на которые собираются учителя и чиновники со всей страны, Патриарх Алексий сделал сенсационное заявление, предложив возродить дореволюционную традицию знакомства школьников с житиями святых, которые «всегда были излюбленным чтением, полагались в основу образования и воспитания» и составили основу для создания «великой страны и великой культуры». Патриарх убежден, что именно детей и юношество следует назидать «представлениями о святости» и «реальными примерами нравственного совершенства, достигнутого в борьбе с грехом».
В ответ министр образования Владимир Филиппов немедленно выразил готовность включить в школьную программу «Основы православной культуры», даже «несмотря на преграды некоторых чиновников». Министр предложил «уже совместно продумывать, как школе опираться на «Основы православной культуры», в том числе «с позиции доведения до учителей и учащихся истинных православных ценностей воспитания человека и общества».
По словам Филиппова, в правительстве уже рассмотрены конкретные шаги по укреплению правовой базы деятельности Церкви в образовании. В Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) о таких шагах, правда, ничего не известно. Заканчивая речь, министр призвал вновь надеть на учеников школьную форму — «она формирует чистоту нравов» — и пообещал, что в учебниках по истории отныне «не будет места псевдолиберализму».
Присутствовавший на мероприятии ученый, поделился с корреспондентом ГАЗЕТЫ опасениями, что до пересмотра закона о религиозных организациях от 1997 года и до объявления православия государственной религией остался один шаг: «По этому закону те, кто хотел, чтобы их детей учили культурно-религиозным дисциплинам, могли написать заявление, и им предоставляли право на факультативы. Практика все перевернула: теперь те, кто не хочет, чтобы их детей обучали православию, должны писать — а это совсем иное юридическое основание. Это православный прозелитизм за счет государства».
«Человек должен знать, кто такой Георгий»
Заместитель главы Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что во всех западноевропейских странах, кроме Франции, и в большинстве стран Восточной Европы религия преподается в государственных школах и за счет государства. В России, отметил Чаплин, «созданы школы для национальных меньшинств, с преподаванием религии, полностью за госсчет — так почему в этом праве следует отказывать большинству?» Секретарь по общественным связям Московской Патриархии протоиерей Михаил Дудко заверил ГАЗЕТУ, что только Минобразование решает, в каком качестве вводятся дисциплины в школу. В министерстве же окончательное решение по этому вопросу примут сегодня. Что касается житий святых, по словам протоирея Дудко, могут быть разные подходы, но «человек должен знать, кто такой Георгий, почему у него в руках копье и что за дракон лежит у его ног, если этот человек живет в Москве». Он заметил, что даже журналисты интересуются, кем была великомученица Татьяна или равноапостольная Нина.
«Упор нужно делать на изучение иностранных языков»
В исламских регионах реакция на инициативу Москвы сдержанная. Начальник информуправления администрации президента Башкирии Марат Ямалов считает инициативу «дурным тоном»: «Как будет чувствовать себя ребенок-мусульманин, которого заставят изучать основы христианства? Не должно быть резких движений, провоцирующих в многонациональном общественном сознании перегибы. К хорошему они не приведут». Директор средней школы райцентра Майна Ульяновской области Николай Слепцов высказал ГАЗЕТЕ свои опасения: «На детях в школах и без того лежит большая нагрузка. И упор, по-моему, лучше делать не на изучение житий святых, а на профильное обучение, на изучение иностранных языков и информатики».
«Нельзя вводить православие в школах и будоражить людей, исповедующих другую религию»
Впервые вопрос о преподавании Закона Божьего в школах в качестве факультативного предмета начал обсуждаться в 1992 году. В 1993 году впервые игумен Иоанн Экономцев, глава церковного образовательного ведомства, выступил с инициативой наладить диалог Церкви и государства в сфере образования. На архиерейском соборе 1994 года обсуждался вопрос о включении в светское образование предметов вероучительного цикла.
В конце 90-х годов было опубликовано письмо РПЦ из девяти пунктов. В последнем было сказано: если школьные работники, воспитанные в духе атеизма, возражают против Закона Божьего, то предмет следует назвать «Основы православной культуры». Вскоре последовало коллективное письмо за подписью Патриарха, ректора МГУ Виктора Садовничего и ряда академиков с просьбой ввести теологию в высшей школе. 16 января 1999 года Патриархия и Минобразование подписали договор о сотрудничестве. Но до 2002 года к идее введения ОПК в школе Владимир Филиппов относился отрицательно.
А в августе того года Владимир Путин в Казани высказался за факультативное преподавание ОПК в школе. Уже в октябре за подписью министра по регионам было разослано информационное письмо с программой курса (правда, тогда шла речь о факультативном изучении курса и финансировании преподавания из внебюджетных источников). По данным ГАЗЕТЫ, к этому времени уже в 20 регионах РФ «Основы православной культуры» в школах преподавались по соглашению с местной администрацией, в том числе в Московской области.
Московский департамент образования воспротивился новшествам. Руководитель департамента Любовь Кезина заявила, что «нельзя вводить православие в школах и будоражить людей, исповедующих другую религию». В августе 2003 года Минобразование опубликовало приказ «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательной программы» с правом «изучать не только православие, но и любую другую религию». Но последнее заявление министра это решение дезавуирует.
Как у них
Основы православия не первый год преподаются в школах Сербии, Румынии, практически всех государств Центральной Европы и Балтии, а также Грузии и Армении. Первый урок в ряде школ на западе Украины начинается с молитвы «Отче наш». В большинстве стран Европы религия традиционно присутствует в государственной школе, и это не противоречит светскому характеру образования. Например, в школах Германии, Финляндии, Норвегии изучение религиозных основ является обязательной частью школьного образования. В средних школах Англии на первом году обязательным является общегуманитарный курс, включающий историю религии. На территории большинства частных школ Британии есть часовни, и дети посещают 2−3 раза в неделю службы. Дети, которые принадлежат к другим религиям, могут не посещать эти занятия. Преподавание религии в школах Франции было отменено в 1882 году тогдашним министром народного образования Жюлем Ферри, который заменил его уроками так называемого «нравственного и гражданского обучения». Но 19 марта 2002 года министр образования Франции Жак Ланга сообщил о возобновлении уроков религии в школах страны. В 1962 году Верховный суд США признал неконституционным обучение детей религии в государственных школах: Библия, Коран, Талмуд и другие религиозные книги были изъяты из школьных библиотек, исключены из учебных программ. Сейчас в США, религию страны изучают факультативно. После смерти диктатора Франко изучение религии в школах Испании стало предметом по выбору. В 2003 году правительство Испании сделало попытку включить католицизм в число предметов, по которым надо сдавать экзамены в вузы. Решение консервативного правительства вернуть в испанские школы Закон Божий вызвало критику практически всех оппозиционных партий, профсоюзов, ассоциаций родителей и других общественных организаций. Они заявили, что оно противоречит конституции Испании, в которой провозглашается свобода веры.
27 января 2004 г.